Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является уникальным и самоценным периодом развития. Именно в это время закладываются такие важные и фундаментальные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность, воображение и творческая позиция. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Он стремиться к самостоятельности, из этого противоречия рождается самостоятельная деятельность ребенка - игра. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Актуальность и значимость исследования заключается в том, что такая деятельность как игра, помогает всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Объект исследования - процесс всестороннего развития ребенка средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игра как средство развития дошкольников.
Цель работы - исследовать роль игры как средства развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) изучить психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста;
2) охарактеризовать значение дидактической игры и изучить ее особенности;
3) исследовать уровень сформированности игровой деятельности старших дошкольников;
4) дать методические рекомендации по использованию игр как средства развития дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, научно-методической, энциклопедической литературы по проблеме исследования; эмпирические - тестирование, статистическая обработка результатов эксперимента.
Новизна исследования заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию - игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты использования игры как средства развития дошкольника
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [15].
Дошкольное детство, которое длится всего 4 года, с 3-х до 7-ми лет, является бесценным с точки зрения развития человека. Именно в этом возрасте происходит первое рождение личности: «когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий» [10].
Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями [18].
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является нагляднообразное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение [9].
Главное и важнейшее приобретение дошкольного возраста — речь. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1) подготовительный этап (с момента рождения — до года). На данном этапе происходит подготовка к овладению речью. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, у-гу, бу и т.д. 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. В 7—8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В 9—10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Первые слова появляются к концу первого года жизни.
2) преддошколъный этап (от года до 3 лет). Расширяется объем лепетных слов, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей.
3) дошкольный этап (от 3 до 7 лет). Данный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей, наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Происходит активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
4) школьный этап (от 7 до 17 лет). Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. – 157 с.
3. Валитова, И. Е. Детская психология : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей / И. Е. Валитова, И. В. Шматкова. – Минск : Народная асвета, 2017. – 445 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 220 с.
5. Двоеглазова М.Ю. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного внедрения ФГОС дошкольного образования // Дошкольное детство: доступность и качество образования в условиях стандартизации: Материалы Всероссийской научно-практ. Конференции, 29-30 января 2015 г. [Текст] / Под ред. Н.В. Брызжевой. Тула: ИП- киппро ТО, 2015г.
6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. – 216 с.
7. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 - 5 лет : разработки занятий [Текст] / ; Сост. Р. А. Жукова. - Волгоград : Корифей, 2006 (Волгоград : ООО "Панорама"). - 112 с.
8. Комарова Н. В. Развивающие игры как средство развития личности [Текст] / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192.
9. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. – 419 с.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
11. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
12. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
13. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
14. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию дидактических игр как средства экологического воспитания дошкольников [электронный ресурс]: Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_dlia_vospitatieliei_dou_po_ispol_zovaniiu_didak (дата обращения 01.12.2021).
15. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
16. Нойсс В. Л. Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики [электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/08/ranniy-i-doshkolnyy-vozrast-osnovnye-harakteristiki - 01.12.2021.
17. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
18. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с.
19. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 302 с.
20. Чернышова, И. А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста / И. А. Чернышова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 237-240.
21. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.