Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование духовно богатой, социально активной личности преподносит значение музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Музыка оказывает сильное влияние на психологическое восприятие личности, развитие эмоционального интеллекта, воспитание чувств человека. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что музыка является одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы человека, показана важность формирования у подрастающей личности способности переживать художественные образы музыки как психологической основы музыкально-эстетической культуры.
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач школьного эстетического воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Поэтому актуальность темы данного исследования заключается в том, что социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.
Творческое начало дошкольников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источником их творческого развития. В частности, музыкальное творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Б.Ф. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества.
Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Л. Яворского. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способностей образного видения мира.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
Так же, проблема музыкального восприятия давно привлекает внимание
искусствоведов, психологов, педагогов, музыкантов, таких как
Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова,
Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский,
Е.В. Назайкинский, Г. С. Ригина, Г. С. Тарасов, В. Н. Шацкая и
др.
В психолого-педагогическом процессе формирование творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает художественное восприятие, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития музыкального восприятия личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
Поиск путей реализации наиболее эффективных методов и форм использования музыки с целью развития музыкального восприятия младших школьников составил проблему исследования, заключающуюся в необходимости в выборе различных методик и практик развития музыкального восприятия детей с помощью произведений изобразительного искусства.
Объект исследования - процесс развития восприятия музыкальных произведений младшими школьниками.
Предмет исследования – музыкальные произведения как средство развития художественного восприятия младших школьников.
Цель исследования - выбрать методические рекомендации и приемы по организации процесса развития музыкального восприятия младшими школьниками посредством прослушивания музыкальных произведений.
В соответствии с поставленной целью в рамках нашего исследования необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть проблему музыкального восприятия в психолого-педагогической литературе;
– выделить особенности музыкального восприятия в младшем школьном возрасте;
– изучить педагогические условия организации восприятия младшими школьниками музыкальных произведений;
– определить начальный уровень развития восприятия музыки младшими школьниками;
– осуществить организацию работы по развитию восприятия музыки младшими школьниками посредством прослушивания музыкальных произведения;
– осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
– критический анализ литературных источников;
– методы эмпирического исследования: диагностика;
– описательный метод, позволяющий обобщить существующий опыт развития восприятия музыки средствами прослушивания и анализирования музыкальных произведений;
– педагогический эксперимент.
Данный эксперимент осуществлялся в три этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития художественного восприятия младших школьников.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывались и апробировались рекомендации по организации процесса развития художественного восприятия младших школьников посредством изобразительного искусства.
3. Контрольный этап. На данном этапе осуществлялась обработка данных, проверка эффективности предложенных рекомендаций.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «СОШ44» г. Воркута. В исследование приняли учащиеся 2 "А" класса.
Цель и задачи исследования определили структуру и содержание курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Проблема восприятия музыки в психолого-педагогической литературе
Отношение к музыке базируется на её восприятии, которое позволяет охарактеризовать произведение, оценить его, дать возможную характеристику. Это отношение определяется множеством всевозможных связей индивида с различными сторонами действительности.
В нем опосредуются социально-экономические условия, культура, нравственные и музыкальные идеалы, то есть весь материальный и духовный уклад жизни человека. Эти связи могут оказывать самое различное влияние на формирование образа. У эстетически развитого человека, при всем индивидуальном своеобразии восприятия музыкальный образ формируется, прежде всего, на основе содержания этого произведения и тех эмоций, что оно вызывает. Благодаря этому все указанные связи включаются в понимание искусства в своем действительном, а не случайном значении. Для понимания образа необходимо общее впечатление от произведения сопоставить и противопоставить значению ее частей и деталей в целом. Такой способ восприятия можно определить как определенную форму эстетического восприятия, то есть принять за высшую точку отсчета при определении шкалы уровней понимания искусства.
В искусстве, как показал Э.В. Ильенков, специально развивается такая универсальная способность человека как творческое воображение, отличительной чертой которого является «умение видеть целое раньше частей и видеть правильно» [1, с.135]. Способность воспринимать «целое раньше частей» вырабатывается благодаря усвоению коллективных потребностей общества и вырабатывает умение видеть вещь с точки зрения общественно выработанного способа употребления этой вещи.
За способностью к восприятию искусства лежит широкий опыт предметно-практической деятельности и общения людей. Смысл музыкальных произведений постигается благодаря неосознаваемым, но уже усвоенным индивидом широким общественным потребностям.
В целостности восприятия искусства обнаруживается механизм, сходный по действию с функциями сенсорных эталонов. В восприятие музыки включены эталоны гармонизации звуков и тонов, представляющие собой культурно-выработанную норму согласования этих отношений. В отличие от элементарных сенсорных эталонов, эталоны восприятия музыки не определяют конечный продукт восприятия, а только направляют процесс формирования образа. Так способность целостного восприятия музыкальных произведений включает не только исторически сформированные эталоны звучания (как образец), но и способ действия си звуком, его гармонией, тональностью, мелодикой, тем, что направляет перцептивную деятельность зрителя
Анализируя высказывания детей разного возраста о содержании сюжетных картин, исследователи установил три возрастные стадии наблюдения:
– стадия перечисления разрозненных звуков (от 3 до 7 лет);
– стадия описания, когда звучанию и композиции дается характеристика, и устанавливаются связи между отдельными звуками (от 7 лет);
– стадия интерпретации (от 11 лет), когда мелодия воспринимается и передается как смысловое целое. Критерием развитого восприятия в данном случае является понимание целого.
Возрастные границы стадий у российских и западных исследователей почти совпадают. Несмотря на некоторое различие в описании второй и третьей стадии, сохраняется общая логика развития по линии обобщения значения отдельных элементов мелодии в целое.
Л.В. Выготский показал, что возрастные границы стадий отражают уровни понимания, выраженные в речи. Если сюжетные мелодии включить в игровую ситуацию, то значение отдельных звучаний для смысла всей картинки в целом могут и раскрыть даже дети дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Наука, 2010. 211 с.
2. Болотина, Лидия Родионовна. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для СПО / Болотина, Лидия Родионовна ; Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М. : Юрайт, 2018.
3. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте : в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 3. 295 с
4. Венгер Л.А. К вопросу о структуре восприятия и ее особенностях у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. С. 23-26.
5. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода // Начальная школа: плюс До и После. - 2010. - № 1. С. 62-68.
6. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие [Электронный ресурс]: учеб. и практикум для СПО / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Юрайт, 2018.
7. Зацепина, Мария Борисовна. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие для СПО / Зацепина, Мария Борисовна ; М.Б. Зацепина. - М.: Юрайт, 2018.
8. Микляева, Н.В. Теоретические основы дошкольного образования [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / Н. В. Микляева ; Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова . - М.: Юрайт, 2017.
9. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учеб. и практикум для СПО / под ред. Л.В. Коломийченко. - М.: Юрайт, 2018.
10. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1980. 296 с.
11. Сейтенова С.С., Кожаберген Т.Е. Развитие творческих способностей учащихся на основе технологии проблемного обучения // Педагогика и современность. - 2013. - № 2. С. 21-24.
12. Тагильцева Н. Г. Эстетическое воспитание обучающихся: учебное пособие по дисциплине «Психолого-педагогические основы восприятия детьми искусства» для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, УрГПУ, 2010. 142 с.
13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 282 с.
14. Тургель В.А. Развитие восприятия художественных произведений в младшем школьном возрасте // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Питер, 2011. - 321 с.
15. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Просвещение, 1986. 200 с.