Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
- орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
- письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре
В последнее время предметом обсуждения учителей начального общего образования являются трудности обучения детей младшего школьного возраста грамотности. Хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека» Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков. Например, такие как включение родителей, но не все родители могут применить, или даже знать правило. Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Цель исследования: теоретически доказать и проверить на практике результативность разработанных интерактивных заданий на орфографическую зоркость, предназначенных для домашней работы младших школьников с родителями.
Предмет исследования: развитие орфографической зоркости младших школьников;
Объект исследования: интерактивные задания способствующие развитию орфографической зоркости
Гипотеза исследования: разработанные задания будут способствовать развитию орфографической зоркости у младших школьников, если:
- задания будут интерактивными
- разработаны с учетом возрастных особенности,
- направлены на изучаемые основные типы орфограмм во 2 классе
- будут применяться систематически, использоваться дома совместно с родителями
- результаты выполнения будут учитываться в учебной деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические основы процесса формирования орфографической зоркости у учащихся младших классов.
- рассмотреть орфографическую зоркость - залог грамотного письма. –
- изучить структурные компоненты орфографической зоркости.
- изучить правильное понимание термина «орфограмма» - залог успешного формирования орфографической зоркости.
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования орфографической зоркости у учащихся младших классов.
1.1 Орфографическая зоркость - залог грамотного письма. Структурные компоненты орфографической зоркости
Изучение теоретических аспектов формирования орфографической зоркости у младших школьников в настоящее время очень актуально. В работах психологов и педагогов, таких как Д.Н. Богоявленский, В.В.Репкин, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов, и др. доказано, что уровень сформированности орфографической грамотности у младших школьников напрямую зависти от уровня сформированности орфографической зоркости - умения обнаруживать орфограммы в словах и определять их типы. Орфографической грамотность методистами трактуется как умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с
принятыми правилами правописания.
Современная лингвистика под «орфограммой» понимает такое написание слова, которое можно выбрать из ряда возможных, с одним и тем же произношением и отвечающим тому или иному правилу русского языка. Вероятность допустить орфографическую ошибку достаточно велика в месте, где присутствует орфограмма. Многие методисты описывают орфограмму исключительно как написание, правильность которого определило правило или словарь. При этом, если орфограмма понимается как языковое понятие в соответствии с вышеприведенным толкованием, упускается существенная часть опознавательных признаков, и не берется во внимание ключевой для методики обучения орфографии этап - наличие выбора написания. Орфограмма подразумевает наличие двух вариантов написания: верного и неверного. Следовательно, если младший школьник выбирает неверный вариант написания, он допускает орфографическую ошибку.
Определение сущности понятия орфограмма, по мнению М. С. Соловейчик, важно для учителя прежде всего с точки зрения его практической значимости. Суть состоит не в том, каким определением будет оперировать педагог на уроках русского языка, а в том, какая смысловая нагрузка вкладывается в этот термин самим учителем [6].
Л.Б. Селезнева определяет орфограмму как написание, определяемое на основе правила орфографии, т.е. через морфему или немотивированно, по традиции [6].
В.Ф. Иванова определяет орфограмму в качестве правильного, соответствующего правилам или традиции, написания, которое нужно выбрать из ряда возможных [2].
Как показывает педагогическая практика, учителя начальных классов используют, как правило, следующие определения понятия «орфограмма» [58]. Орфограмма — это место в слове:
1) где буква пишется не так, как слышится звук, ее обозначающий;
2) где звук слышится неясно;
3) где можно сделать ошибку;
4) где при письме возникает трудность;
5) где требуется применение правила;
6) где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.
В отношении первого определения следует обратить внимание не
только на его ошибочность, но и потенциально опасные практические последствия. Учащиеся запоминают многократно сказанные учителем слова, и это может повлечь за собой допущение орфографических ошибок во многих словах. Например, школьники могут писать глоза (вместо глаза), род (вместо рот), корондаж (вместо карандаш) и т.п. Необходимо отметить также, что ошибки «против произношения» являются устойчивыми, труднопреодолимыми. К приведенным выше примерам ошибок приводит не только неверное определение учителем понятия «орфограмма», а также не совсем правильная организация работы по формированию орфографической грамотности на начальных этапах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные документы
1. Конституция РФ
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07. 1992 г № 3266 – 1 «Об образовании (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный Закон РФ от 8 ноября 2010 года №293 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контольно-надзорных функций и оптимизаций представления государственных услуг в сфере образования».
4. ФГОС НОО
Литература
5. Шереметевский, В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности / В.П. Шереметевский. - Москва.: Просвещение, 2019. - 128 с.
6. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р Львов. - Москва: ACT: Астрель, 2019. - 221 с.
7. Соловейчик, М.С. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 198 с.
8. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р Львов. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2012. - 213 с.
9. Миронова P.M., Игра в развитии активности детей / P.M. Миронова. - Москва., 2019. -176 с.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2018. -164 с.
11. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка / А.Р. Арутюнов -Москва.2020- 361 с.
12. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/ Л.С.Лаптева -Москва., 2019. -89 с.
13. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости ///Начальная школа. -2014. №6-С.73
14. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости ///Начальная школа. -2018.- №1-С.81.
15. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся /// Педагогический университет «Первое сентября» - 2017. - №1. - С. 90
16. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия I И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2019. - 344 с.
17. Гальперин, П.Я. и др. Проблемы формирования знаний умений у школьников III Вопросы психологии, 2018. - №5. - С. 61-71
18. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии! Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классахИПод ред. М.С.Соловейчик. - Москва : Просвещение. 2019. - 306 с.
19. Иванова, В.Ф. Современная русская орфографияУ В.Ф Иванова. - Москва : Просвещение, 2019. - 59 с.