Фрагмент для ознакомления
2
Дети – будущее нашей страны, наше будущее. Именно от того, что мы вложим в их сердца сегодня, какие морально-этические, социальные, психологические, интеллектуальные и иные качества будут им привиты, во многом зависит благосостояние государства и тот путь, который оно выберет спустя десятилетия.
Поэтому целью любого современного общества является создание благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, максимальное раскрытие интеллектуальных, творческих сил и формирование нравственных ценностей. Только цельная, развитая, социально компетентная личность сможет адаптироваться в обществе во взрослой жизни: она сможет поддерживать позитивные коммуникативные связи и генерировать креативные идеи, придерживаться общественных правил и самодисциплины, анализировать ситуацию, полученные знания и рационально действовать в экстренных ситуациях.
Гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного существования и сознания, сущность которого заключается в отношении к людям как к высшей ценности. Он выявляется в альтруизме, желании делать добро, помогать людям, милосердии, сочувствии. Гуманизм всегда выступал в ответ на любую угрозу для человечества. Обращение к гуманизму в наше время предопределено сложным социально-экономическим состоянием общества, когда появляется угроза установления приоритета индивидуально-потребительских ценностей. Поэтому важным является воспитание гуманной личности, которая будет способна реализовать себя в социуме через гармонию с внутренним «Я» и гуманистическое взаимодействие с окружающим миром.
Результаты исследований Л. Артемовой, Л. Божович, С. Карповой, О. Кононко, В. Котырло, М. Лисиной, Т. Пониманской, Е. Субботского, Т. Фасолько, С. Якобсон засвидетельствовали, что на этапе дошкольного детства моральные нормы являются мотивами поведения. Поэтому, гуманное поведение личности можно начинать формировать в процессе ознакомления ребенка с соответствующими нормами гуманности, которые требуют конкретизации в какой-либо жизненной ситуации. Зачастую гуманные психолого-педагогические условия воспитания дошкольников создаются на уроках по окружающему миру, а так же в контексте творчества.
И это не случайно. Творчество – это уникальная по силе своего созидательного, воспитательного эффекта деятельность, формирующая личность человека, его эстетические, морально-нравственные качества, волю, целеустремленность и интерес к познанию мира.
Творческая деятельность представляет собой источник позитивных эмоций, энергии, она открывает огромные возможности для общения и развития, социализации.
Дети познают мир через игру, воображаемые, сказочные образы, конкретные действия, направленные на созидание, поэтому именно творчество может помочь ребенку проникнуться интересом к изучению наук и научиться взаимодействовать с обществом.
На настоящий момент вопрос влияния творческой деятельности на воспитание личности ребенка и создание гуманных психолого-педагогических условий воспитания широко рассмотрен в психолого-педагогической литературе, существуют разные подходы, теории. Одной из наиболее известных и интересных теорий является понимание творчества, как элемента социальной компетентности, влияющего на процесс социальной адаптации Н.И. Белоцерковец.
Другие ученые исследователи, Н.А. Гончарова, И.А. Зимняя рассматривают понятие творческой деятельности, как совокупность социальных навыков и знаний, необходимых для формирования цельной, разносторонней личности, выраженных в креативной форме. Зарубежные авторы, такие, как Р. Хинтч и У.Пфингстен уделяют особое внимание личным характеристикам ребенка в вопросе формирования социальной компетентности через творчество.
В рамках своей теории они рассматривают индивидуальный подход, как ключевую методику воздействия на личность ребенка.
Д. Хайнд утверждает, что главным фактором, влияющим на развитие ребенка, являются позитивные коммуникативные связи, которые происходят во время игры или иной творческой деятельности.
Межличностную коммуникацию он рассматривает, как серию взаимодействий, происходящих во времени между двумя индивидами, причем каждое взаимодействие относительно ограничено по продолжительности, но зависит от прошлых взаимодействий и влияет на будущие.
По данным Ш. Хартап и А. Лаурсен, отношения между детьми, взаимодействующими во время творческой деятельности, а также, между детьми и педагогами представляются собой относительно устойчивые связи, характеризующиеся обычно взаимным стремлением к установлению социальных контактов.
Эти авторы подчеркивают взаимный характер отношений, называя их «двусторонними образованиями»; они также подчеркивают важность воспоминаний и ожиданий в построении и поддержании отношений, называя эти конструкции временными мостами, которые поддерживают отношения. Большинство определений ссылаются на диадическую природу построения межличностной коммуникации, являющейся базой образовательного процесса.
Разные по подходам теории воспитания схожи в одном: главная задача в формировании цельной личности ложится на плечи педагогов, психологов. Именно творческо-образовательный процесс становится ключевым фактором, оказывающим огромное влияние на личность ребенка, на его будущее, а значит, и на будущее нашего общества и государства.
Формирование многогранной, активной, целеустремленной личности ребенка – сложный процесс, который включает в себя множество психолого-педагогических условий, но ключевым фактором создания цельной личности ребенка является педагогический процесс.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, что именно гуманные психолого-педагогические условия воспитания закладывает азы поведения и общения, восприятия мира и самого себя, и от тактики педагогической деятельности учителя, способности привить ребенку интерес к творческой деятельности во многом зависит судьба ребенка.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование гуманных психолого-педагогических условий воспитания личности ребенка через творчество происходит в условиях межличностного взаимодействия детей и взрослых. При этом одинаково важны связи ребенок-ребенок и ребенок-взрослый.
Объект исследования: Процесс формирования гуманных психолого-педагогических условий в ДОУ. Воспитание дошкольников в ДОО.
Предмет исследования: Средства воспитания старших дошкольников в гуманных психолого-педагогических условиях
Цель: Теоретически обосновать проблему воспитания детей дошкольного возраста, раскрыть средства и психолого-педагогические условия воспитания, разработать фрагмент программы ПО воспитанию дошкольников. Выявить и обосновать педагогические условия формирования гуманистической направленности воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы раскрыть ключевые понятия (воспитание, средства, психолого-педагогические условия воспитания);
2. Выявить сущность воспитания дошкольников в ДОО;
3. Составить возрастной портрет дошкольника.
4. Выявить психолого-педагогически условия и средства воспитания дошкольников;
5. Описать педагогический опыт воспитания дошкольников в ДОО;
6. Разработать программу по воспитанию дошкольников в ДОО.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Методы исследования:
Теоретические - анализ и синтез, обобщение, классификация, моделирование.
Эмпирические — педагогический эксперимент, беседа, наблюдение.
Практическая значимость:
Разработанная программа по воспитанию дошкольников в ДОО может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО
1.1. Возрастной портрет дошкольника
Исторически сложилось так, что дети часто рассматривались просто как уменьшенные версии взрослых. Когда Жан Пиаже предположил, что дети на самом деле думают иначе, чем взрослые, Альберт Эйнштейн провозгласил, что открытие было «настолько простым, что только гений мог до него додуматься»
Сегодня психологи и педагоги признают, что детская психология уникальна и сложна, но многие отличаются друг от друга с точки зрения уникальной перспективы, которую они принимают при подходе к развитию. Кроме того, этот портрет меняется с каждым годом, когда ребенок переходит на новый этап освоения мира и своего развития [2, c. 80-85].
1. Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсалидоу М. Принципы социальной адаптации воспитанников детских домов. NPJ Sci. Learn, 2016;
2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 2015;
3. Борисова Е.М., Валеев Р.Ф. Диагностика нравственно-психологических особенностей трудного подростка // Психологическая наука и образование – 1997. - № 1. – С. 76-81.
4. Боярова Н.А., Особенности подросткового возраста. М.: Риал-Классик, 2018;
5. Бундешейн C. Социальная компетентность школьников. Психол. REV , 2017;
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.– М.: Издательский центр «Владос», 2005;
7. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2018;
8. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017;
9. Дуань Х. Взаимосвязь между исполнительной функцией и интеллектом у детей 5-7 лет. Докторская диссертация, Институт психологии Китайской академии наук; Пекин, 2018;
10. Коннерс К. Непрерывное выполнение теста производительности в нормативной эпидемиологической выборке. Детский Психол. 31 555-562. 10.1023 / A:1025457300409, 2013;
11. Коул Дж.. Нейронные корреляты внимания. Прог. Нейробиол. 55 343-361. 10.1016/S0301-0082(98)00011-2, 2016;
12. Маленкова Л.И. Педагоги, Родители, Дети. М.: Педагогическое общество России, 2017
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2016;
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. - М.: Издательский центр «Академия», 2016;
15. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017;
16. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введениевдолжность.- СПб.: Издательство «Каро», 2015;
17. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2016;
18. Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012
19. Шевалье Н. Развитие исполнительной функции: осмысление окружающей среды для адаптивного поведения. Психол. Sci. 24 363-368. 10.1177/0963721415593724, 2015;
20. Фан Дж., Маккэндлисс Б., Соммер Т., Раз А., Познер М. Тестирование эффективности и независимости сетей внимания. Нью-Йорк, 2017.