Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в нашей стране вслед за развитыми цивилизациями западных стран каждый год увеличивается количество дошкольников и младших школьников, которым на психолого-медико-педагогических комиссиях ставят диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС). Расстройства аутистического спектра нарушают взаимодействие ребенка с членами семьи, невозможными становятся игры со сверстниками, ребенок не может перенять социальный опыт по подражанию, так как нарушен основной канал коммуникации – общение. Эти трудности особенно проявляются в недостаточности развития диалогической речи.
Практически все исследователи феномена расстройства аутистического спектра (Е.Р. Баенская, М.М Либлинг, О.С. Никольская и др.) подчеркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребенка с данным типом дизонтогенеза, является недостаточное развитие, а по ряду данных отсутствие потребности и способности к общению, отставание или отсутствие разговорной речи, неспособность завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия.
В отечественной дефектологии и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей с аутизмом, дана характеристика специфических особенностей их речи и общения. В тоже время отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных умений. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных умений, сколько на развитие речи в целом (В.М. Башина, С.А. Морозов, С.С. Морозова, Т.Н. Морозова, О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева).
Несмотря на распространенность исследований развития речи и коммуникативной деятельности в общей психологии, в специальной психологии отсутствуют комплексные исследования развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Развитие диалогической речи у таких детей имеет важное значение, так как диалог занимает особое место в процессе общения ребенка. Анализ специальной психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил определить противоречие между необходимостью развития диалогической речи у детей с расстройствами аутистического спектра и недостаточностью разработки дифференцированных методов и методик диагностики и коррекции.
Цель: Теоретическое обоснование проблемы особенностей развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи:
1.Рассмотреть психологические особенности детей с расстройством аутистического спектра;
2.Изучить особенности развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра;
3.Проанализировать психолого-педагогические условия развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект: Связная речь детей с расстройствами аутистического спектра.
Предмет: Особенности развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1. Характеристика понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогической литературе
В самом обыденном понимании диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог – это одна из форм связной речи, наряду с монологической речью. Связная речь – это «совокупность фрагментов речи, которые объединены одной темой и поэтому представляют собой единое смысловое и структурное целое».
По мнению М.М. Алексеевой связная речь – это «единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, оно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. А.Р. Лурия [6] подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Л.А. Введенская определяет диалог как «форму речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения».
Любой диалог имеет структуру: зачин – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой, но на практике же любой диалог имеет свою концовку. По определению Г.М. Кучинского, диалог – это «одна из форм связной речи, в которой участвуют два или несколько говорящих и которая представляет собой смену их высказываний, обмен высказываниями репликами по какой-либо теме» [10].
Реплика – это обязательный компонент диалога. Она имеет двуплановый характер, так как совмещает в себе «значения акции (стимулирующее высказывание) и реакции (ответ на реплику), в результате чего диалог и представляет собой сложную цепь взаимосвязанных высказываний». Почти всегда диалог, особенно повседневный (бытовой), сопровождается жестами и мимикой. В различных видах диалога (научный спор, деловые переговоры и т.п.) реплики могут представлять собой пространные выступления, речи. В.В. Деменьев рассматривает диалог как «жанр речи, который состоит из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником».
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к изучению диалога. Представители лингвистического подхода (В.П. Глухов, Г.М. Кучинский, Н.Ю. Шведова и др.) называют диалог «актом социальноречевого взаимодействия людей, который происходит при непосредственном общении. Под диалогом они подразумевают «коммуникативную деятельность людей (т.е. общение) и результат этой деятельности». С точки зрения лингвистики, основной единицей диалога является «диалогическое единство – тематическое объединение нескольких реплик, каждая последующая из которых зависит от предыдущего, т.е. эти реплики связаны между собой по смыслу» [5].
Диалогическое единство характеризуется «семантической, структурной и смысловой законченностью». При социально-психологическом подходе (Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и др.) диалог представляет собой «сложную форму социального взаимодействия, такую разновидность человеческого поведения, при которой человек обязан соблюдать ряд социально обусловленных норм и правил, связанных как с особенностями протекания этой формы речи, так и с культурой общения и взаимоотношения людей».
Представители поведенческого подхода (А.Г. Арушанова, О.Б. Сиротинина и др.) полагают, что диалогическая речь – это «средство формирования и развития социального опыта человека, поскольку диалог – это разновидность человеческого поведения».
Итак, диалог изучается с точки зрения разных подходов, каждый из которых вносит в его определение существенные и важные характеристики. Общее, что объединяет все эти подходы, это понимание того, что диалог – это форма речи, общения и коммуникации, которая протекает как разговор, обмен репликами двух, трех или более лиц, в котором собеседники постоянно меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль). Диалогическая речь – это «основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь».
Непосредственное участие в диалоге осуществляется при помощи диалогической речи. По определению А.Г. Арушановой, диалогическая речь – это «тип речевой коммуникации, в процессе которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами». Схожее определение дает О.Б. Сиротинина, по мнению которой «диалогическая речь – это «сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения объединенных ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание» [4].
В.П. Глухов подчеркивает важные особенности диалогической речи, к которой относятся «грамматическая неполнота, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые «штампы», речевые «клише»)».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2017. – 80 с.
2. Аникеева, Н.П. Дети с РДА, проблемы и развитие в ДОО [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Логос, 2016. – 296 с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст] / Ф. Аппе. – М.: Теревинф, 2016. – 254 с.
4. Аутизм, нормативно-правовые материалы: документы ВОЗ, Российская резолюция по аутизму, стандарты оказания медицинской помощи. – Москва: [б. и.], 2015. – 32 с.
5. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2017. – 142 с.
6. Богдашина, О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме [Текст]: учебное пособие / О.Б. Богдашина. – Спб.: Питер, 2016. – 234 с.
7. Буракова, Е. К. Аутизм: пути преодоления проблемы / Е. К. Буракова, Н. В. Федосенко. – Текст: электронный // Сибирский вестник специального образования. – 2012. - № 2 (6). – С. 3.
8. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения РДА [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – Дефектология. – 2015.– № 6. – С. 12-18.
9. Возрастные особенности психического развития детей с РДА [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Новое, 2017. – 138с.
10. Воспитание детей дошкольного возраста с РДА [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М.: Логос, 2016. – 123с.
11. Коротких, В. М. Проблемы аутизма в современном мире / В. М. Коротких, М. М. Магамедэминова, С. Р. Полякова. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2020. - № 7 (297). – С. 299-300.
12. Лебединская, К.С. Необходимы общие усилия [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. – М.: Академия, 2016. – С. 46-87.
13. Лебединская, К.С. Ранний детский аутизм [Текст] 73 / К.С. Лебединская // Нарушения эмоционального развития как клиникодефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 2016. – 125 с.
14. Лубовский, В.И. Дети с РДА [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени. – М.: Логос, 2015. –163 с.
15. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст] / Л.Г. Нуриева. – М.: Теревинф, 2017. – 160 с.
16. Олейниченко, А. С. Аутизм: обзор проблемы и характеристика современных путей решения / А. С. Олейниченко. – Текст: электронный // Шаг в науку: сборник статей по материалам III научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий, Москва, 20 дек. 2019 года. – Москва, 2019. – С. 172-175.
17. Основы дефектологии [Текст] / Под ред. Л.С. Выготского. – СПб.: Лань, 2015. – 656 с.
18. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с РДА [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2017.– № 1. – С. 12-19. 74
19. Плаксунова, Э. В. Исследование психомоторики детей с аутизмом / Э. В. Плаксунова. – Текст: электронный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. - № 4. – С. 78-79
20. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача [Текст] / М.В. Белоусова // Практическая медицина. – 2017. – №6. – С. 36-40.
21. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение: клинические рекомендации (протокол лечения). – [Б. м.: б. и.], 2015. – 52 с
22. Реабилитация и развивающие формы обучения детей с расстройствами аутистического спектра. – [Б. м.: б. и.], 2015. – 36 с.
23. Сахарова, С. А. К вопросу этиологии, диагностики и лечения аутизма / С. А. Сахарова. – Текст: электронный // Вселенная мозга. – 2020. – Т. 2, № 2 (5). – С. 29-32
24. Чернов, А. Н. Патофизиологические механизмы развития аутизма у детей / А. Н. Чернов. - Текст: электронный // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2020. – Т. 120, № 3. – С. 97-108.
25. Чуприков, А. П. Программы комплексной психолого-педагогической коррекции развития ребенка с расстройствами спектра аутизма / А. П. Чуприков, А. М. Хворова. – Москва: [б. и.], 2015. – 48 с.