Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня России требуется большое количество специалистов во всех областях знаний и производства. Единственный путь их получения – это качественное школьное образование.
Однако проблема здесь состоит в том, что ребенок не всегда проходит все этапы своего развития. Дело в том, что школа и детский сад – это звенья одной цепи. Речь здесь идет об образовательном процессе.
Детский сад – начальная школа – средняя школа – старшая школа – институт. Это все полная цепочка образовательного процесса. Исключение любого из этих участков делает невозможным получение следующего этапа обучения.
Однако сегодня все более популярным становится домашнее образование. Реалии пандемии заставляют родителей защищать детей и переводить их на домашнее обучение. Конечно, в части усвоения знаний домашний педагог – репетитор гораздо лучше обычного школьного учителя. Причем лучше он его, только из-за того, что репетитор имеет возможность объяснять материал ровно столько времени сколько нужно для усвоения его ребенком. В школе такой роскоши нет.
Однако главная суть состоит в том, что этапы обучения прививают ребенку определенный стандарт мышления, шаблоны решения задач и т.д.. Другими словами у ребенка формируется определенный алгоритм действий, а так же алгоритм собственного развития. Таким образом, из жизни ребенка исключается вредное влияние слабохарактерного взрослого окружения, не получившего среднего специального или высшее образование.
Гипотеза исследования – поэтапное посещение ребенком образовательных учреждений формирует в нем тягу к образовательной деятельности.
Цель исследования – выявить особенности педагогических стратегий развития личности младших школьников и подростков в рамках преемственности образовательных программ.
Объект исследования – личности младших школьников и подростков .
Предмет исследования – педагогические стратегии развития личности младших школьников и подростков в рамках преемственности образовательных программ.
Задачи исследования:
1. Дать определение психолого-педагогическим особенностям развития .младшего школьника.
2. Дать определение психолого-педагогическим особенностям развития .подростка.
3. Охарактеризовать место проведение исследование.
4. Провести исследование отношения школьников к учебному процессу, по мнению родителей детей.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты развития младших школьников и подростков
1.1. Психолого-педагогические особенности развития и формировании младшего школьника
Понятие «личность» весьма многогранно, и в различных науках ему дается свое определение, так в философии, под личностью понимается человек - индивид как субъект социальных отношений, обладающий совокупностью свойств, присущих только ему, составляющих его индивидуальность;[2; 145] в психологии – это устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.[12;800]Несмотря на специфические различия в определениях, обобщив их, можно прийти к выводу, что личность – есть конкретный человек в совокупности принадлежащих ему свойств, качеств, черт, характеризующих его индивидуальность. Качества и черты человека, составляющие его личность делятся на две категории – врожденные (природные данные человека) и приобретенные – те, которые он приобрел в процессе социализации Процесс приобретения человеком качеств и дальнейшее их совершенствование – является процессом формирования и развития личности, который, продолжается на протяжении всей его жизни. При этом, биологические данные человека, такие как, темперамент, нервно-психические особенности, интеллект, таланты и склонности и т.д., являются внутренними факторами и основой формирования личности, а качества, приобретенные в процессе воспитания, обучения, общения – самосознание, самооценка, моральные принципы, интеллектуальное развитие и т.д. - внешними. Таким образом, в своей совокупности они образуют две стороны формирования личности – биологическую и социальную. Однако личность должна не просто сформироваться, но и развиваться. Педагогика под развитием понимает процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. То есть, предполагается, что личностные качества, с возрастом и приобретаемым социальным опытом, должны претерпевать положительные качественные изменения. В психологии в структуре личности человека принято выделять четыре уровня [13; 56]:
- низший уровень - половые, возрастные и врождённые свойства психики;
- второй уровень - индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, восприятия, которые зависят как от врождённых факторов, так и от их развития;
- третий уровень - индивидуальный опыт каждого, содержащий приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Формируется данный уровень в течение жизни и носит социальный характер.
- высший уровень – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера и является наиболее социально обусловленным, формируемым под воздействием воспитания, отражающим идеологию социума.
В своей совокупности, они составляют общий уровень развития личности.
Биологические качества ребенка имеют немаловажное значение как фактор развития личности, от темперамента, интеллектуальных задатков зависит многое. Однако определяющим фактором все же является целенаправленное воздействие, имеющее определенные педагогические цели – воспитание, так как:
- оно создает условия для развития личности ребенка;
- это процесс целенаправленный, четко организованный имеющий определенные цели и научные методы воздействия;
- осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;
- нежелательное или позитивное влияние нейтрализуется или усиливается воспитанием [22; 8-14].
Процесс формирования личности ребенка начинается с его рождения, а на младший школьный возраст приходится наиболее интенсивное личностное развитие. В начальных классах в результате педагогического воздействия происходит становление таких позитивных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, способность к самоконтролю, выявление данных к какой-либо деятельности, формируются представление об идеалах и др. В развитии личностных качеств учащихся начальных классов можно выделить три основных фазы:
- адаптация – усвоение новых для него норм, правил поведения, обязанностей и т.д.;
- индивидуализация – поиск средств и способов для проявления своей индивидуализации;
- интеграция – ощущение себя членом коллектива (класса).
Главной задачей, педагога и родителей является организация деятельности ребенка, имеющей направленность на формирование личностных качеств, которые способствовали бы его интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, то есть, формированию гармонично развитой личности.
Проблема формирования личности в детском возрасте, изучается психологией и педагогикой уже давно и нашла свое отражение в трудах многих авторов-представителей данных наук. Так, например, многие труды известных психологов С.Л. Рубинштейна [24; 236-250], А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирновой, посвящены изучению проблемы самосознания детей старшего дошкольного и начального школьного возраста. В.С. Мухину [19] занимали проблемы синтезивности моральных норм и развития этнического самосознания детей младшего школьного возраста. Многие аспекты самопознания и личностной рефлексии младших школьников отражены в работах В.В. Давыдова [9; 69]. А.И. Липкина и В.Н. Шашок в своих трудах освещают закономерности динамики детской самооценки и причин, влияющих на нее.[16] А.И.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная педагогика. История отечественного и иностранного подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Педагогика в ХХI веке. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Педагогика современной России. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Педагогика. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Современная педагогика. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Современная педагогика. Электронное обучение в электронном веке. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современная педагогика. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы новой педагогики. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по педагогике. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Суздалева М.Д. Психолого-педагогические методы и средства формирования и развития личности детей младшего школьного возраста // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022881>https://scienceforum.ru/2020/article/2018022881 (дата обращения: 15.12.2021).
11. Тихонова Е.Е. Теория и практика современного учебного процесса. Справочник педагога. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 1289 с.
12. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика педагогического процесса. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
13. Фадеева А.Ю. Современная педагогика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
14. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Педагогический процесс в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.