Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыноч-ной экономики, которая появилась в России только в конце 20-го века, ком-мерческий результат любой организации в большей степени зависит от пра-вильно выбранной политики ее развития, от применяемых методов и страте-гий. И многие российские организации, выбрав неправильные направления развития, разоряются и закрываются. А своевременное обоснование разви-тия современной организации как раз-таки и определяет продолжительность ее жизни на рынке.
Цель работы – обосновать развития современного предприятия.
Задачи работы:
- раскрыть понятие развития предприятия в современных условиях;
- представить проблемы развития предприятий в условиях рыночных отношений;
- охарактеризовать деятельность предприятия;
- оценить место предприятия на рынке;
- провести обоснование основных направлений развития предприятия.
Объект исследования – ООО «Доминант» г. Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – перспективы развития предприятия.
Методологическая база исследования включает следующие методы:
- общенаучные методы: анализа и синтеза, обобщения, индукции и де-дукции;
- специальные методы: экономического анализа, статистико-экономический метод.
Источниками информации для проведения исследования выступили: нормативно-законодательные акты РФ, внутренние документы и финансовая отчетность ООО «Доминант», материалы периодической печати и сети Ин-тернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие развития предприятия в современных условиях
В условиях современной экономики эффективное развитие предприятия является залогом успешности существования его на рынке в дальнейшем. Развитие предприятия представляет собой изменение положений ключевого характера, которые определяют его организацию, всю его деятельность, до-стигаемые им результаты .
Также развитие предприятия можно определить как процесс, когда в итоге улучшения производственных или бизнес-процессов и управления ими был достигнут прирост полезного результата процесса качественного или количественного характера в сравнении с прежним уровнем либо уровнем, который был достигнут на иных предприятиях .
Развитие предприятия также определяют как совокупность изменений разного рода экономической природы, направленности, интенсивности, ко-торые объективным образом идут в социально-экономической системе пред-приятия под воздействием факторов внутренней и внешней среды, а вызыва-ют переход и фиксацию предприятия в различные организационно-экономические положения (имеющие относительно устойчивый характер) .
Развитие предприятия также можно представить как процесс уникаль-ного характера по трансформации открытой системы во времени и про-странстве, который может быть характеризован перманентной сменой целей глобального характера его существования посредством формирования новой диссипативной структуры и перевода его в новый спектр функционирова-ния .
Таким образом, на основе представленных определений можно пред-ставить такое: развитие предприятия представляет собой процесс перехода системы из определенного прошлого состояния в иное, а это, в свою очередь, сопровождается изменением ее характеристик качественного и количествен-ного плана.
Развитие предприятия не может проводиться без постоянно действую-щей системы мониторинга внешней и внутренней среды – самостоятельной системы, которая выявляет возможные проблемы или открывающиеся воз-можности. Данного рода системой отслеживается и оценивается текущие си-туационные характеристики внутренней и внешней среды и дает, при соот-ветствующей ситуации, показывающей наличие значимых потенциальных целей, отмашку для проведения цикла развития предприятия.
Цели развития предприятия – это социально-экономические цели, ко-торые обеспечивают значимое повышение конкурентоспособности и устой-чивости во внешней среде, обеспечивающие, по максимуму, его лидирующее положение в отрасли. И это существенные цели, достижимые только при сильной стратегии, а «сильная стратегия – это стратегия достижения новых целей, недостижимых при существующем положении дел, непременно вклю-чающая развитие предприятия до требуемого уровня» , стратегия, обеспечи-вающая осуществление революционного скачка в развитии предприятия, его перевод на новый качественный уровень.
Цели развития предприятия могут быть различны, прерогативой их постановки обладает собственник, это могу быть, к примеру, такие общие социально-экономические цели, как :
- цели значимого повышения выработки и прибыли;
- цели значимого повышения уровня капитализации;
- цели достижения лидерства в своем сегменте рынка;
- цели выхода на зарубежные рынки и пр.
Данного рода цели достигают посредством постановки соответствую-щих конкретных стратегических целей, которые определяют три направле-ния развития:
1. Достижение высоких конкретных социально-экономических целей (например, повышения выработки в два раза, увеличения доли рынка на 20%, и т.д.).
2. Проведения конкретных изменений (например, введения системы КПЭ (ключевые показатели эффективности), системы бюджетирования, внедрения новых технологий, и т.п.).
3. Максимально достижимые социально-экономические цели.
Первое направление является самым сложным: отправной точкой раз-вития является поставленная высокая социально-экономическая цель, однако «реализация стратегии предполагает проведение изменений» . И здесь не-возможно гарантировать достижение изначально поставленных социально-экономические целей, потому что «база для создания сильной стратегии предприятия – это частная стратегия формирования требуемой организаци-онной культуры» .
Несмотря на то, каким образом поставлены цели предприятия, разра-ботка направлений эффективного его развития всегда должна проводиться «от изменений».
Таким образом, для эффективного развития предприятия в условиях современной экономики необходимо обосновать основные направления.
1.2. Проблемы развития предприятий в условиях
рыночных отношений
Большинство российских компаний преследуют только одну цель по-лучение прибыли. Но в основном те, кто придерживаются этой стратегии и терпят неудачи. Многие менеджеры в своей работе даже не используют стра-тегические планы, то ли от незнания, то ли от уверенности в том, что измене-ния в экономике их не затронут.
Зачастую данные предприятия терпят поражение и впоследствии лик-видируются. А, следовательно, и напрашивается вопрос, почему же компа-нии придают мало значения стратегическому развитию предприятия? Боль-шинство людей считают, что основа предприятия – это люди. Да это так, но не простые работники, а менеджеры и/или руководители, ведь именно от их управления и зависит дальнейшее развитие компании. Ведь их возможность стратегически мыслить, и является фундаментом для благополучного разви-тия компании. Очень много примеров успешно развивающихся предприятий мы можем наблюдать на мировых рынках .
Но если сравнивать уровень развития российских компаний с успеш-ными предприятиями других стран, то отечественные компании во многом уступает. При современном развитии экономики нашей страны объяснить отсталость бизнеса неразвитостью технологий уже нельзя. Приобретая но-вейшее оборудование за рубежом, получая кредиты на развитие, многие предприятия все равно терпят поражение, причина этому плохое стратегиче-ское управление.
Некоторые менеджеры для установления своих ошибок используют ме-тодику конкурентного сравнения. Принцип данного сравнения заключается в сопоставлении важнейших стратегических характеристик компании и ее кон-курентов, определяя при этом причины их расхождений и отклонений. Сравниваемая методика показывает, что в отличие от иностранных компа-ний, российские считают разработку стратегий не основной задачей управ-ления. В свою очередь, менеджеры российских предприятий все свои мысли концентрируют на экономических показателях, а именно склоняясь к поло-жительному финансовому результату.
Основные проблемы низкой конкурентоспособности предприятия в условиях современности – это :
- отсутствие опыта конкурентной борьбы;
- низкий уровень экономического потенциала;
- невысокий уровень технологического развития;
-несоответствие системы управления предприятия современным требо-ваниям;
-малый объем инвестиций в несырьевой сектор;
- невозможность применение научных подходов в практике ведения бизнеса;
- отсутствие гибкости в принятии решений по изменению стратегии предприятия.
Комплексный подход к решению этих проблемы требуют обеспечения взаимодействия между правительством и предприятиями на всех уровнях предпринимательства.
С помощью SWOT-анализа возможно выявить сильные и слабые сто-роны компании и разработать стратегию и тактику на рынке, которые необ-ходим для сравнительной оценки этих параметров и сравнения их с парамет-рами конкурентов . Поэтому комплексный подход к решению этих проблем требует состояния и взаимодействия на всех уровни конкурентоспособности. Для решения этих проблем существуют способы повышения конкурентоспо-собности предприятий благодаря чему быстро повышается эффективность работы компании и выходят на новый уровень своего развития.
Представленная информация позволяет сделать вывод:
- развитие предприятия представляет собой процесс перехода системы из определенного прошлого состояния в иное, а это, в свою очередь, сопро-вождается изменением ее характеристик качественного и количественного плана. Цели развития предприятия – это социально-экономические цели, ко-торые обеспечивают значимое повышение конкурентоспособности и устой-чивости во внешней среде, обеспечивающие, по максимуму, его лидирующее положение в отрасли;
- проводя анализ факторов внешней и внутренней среды, проектируя необходимые направления развития предприятия, можно достичь повыше-ния эффективности его деятельности.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ООО «ДОМИ-НАНТ»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Доминант» (сокращенно – ООО «Доминант») расположено по адресу: 194044, г. Санкт-Петербург, проспект Большой Сампсониевский, 42. Образовано в ноябре 2008 года.
Учредительным документом ООО «Доминант» является устав, в кото-ром содержатся такие основные положения:
- устав разработан на основе ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- основным видом деятельности предприятия является производство санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ;
- дополнительными видами деятельности являются:
а) монтаж промышленных машин и оборудования;
б) строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и во-доотведения, газоснабжения;
в) строительство прочих инженерных сооружений, не включенных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: в новейшей редакции 2021 года. – М.: Эксмо, 2021. – 96 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вто-рая, третья и четвертая. Официальный текст по состоянию на 25 мая 2021 года. – М.: Омега-Л, 2021. – 624с.
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 (в ред. от 17.02.2021) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Базилевич, С.В. Управление проектом формирования стратегии развития предприятия / С.В. Базилевич, Е.Д. Липкина, М.В. Малыгина // ЦИТИСЭ. – 2020. - №12 – С.482-497.
5. Василенко, Ж.А. Анализ теоретических и методологических ас-пектов управления проектами развития предприятия / Ж.А. Василенко, Е.Е. Торгаян // Актуальные проблемы науки и техники. 2020: материалы нацио-нальной науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2020. – С.985-986.
6. Винокуров, Д.Р. Сущность понятия «опережающее развитие предприятия» / Д.Р. Винокуров, Е.А. Подсолонко // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: сборник трудов IV Всероссийской науч.-практ. конференции. – Симферополь: Ариал, 2019. – С.153-157.
7. Голокова, Г.В. Конкурентные преимущества – залог успешного развития организации / Г.В. Голокова, Е.В. Сибилева // COLLOQUIUM-JOURNAL. – 2018. - №11-8. – С.31-33.
8. Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2019. – 224с.
9. Зарков, И.В. Стратегическое развитие предприятий / И.В. Зарков, Л.А. Семина // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей V Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГАУ, 2020. – С.76-79.
10. Захарян, А.В. Приоритеты экономического развития корпораций / А.В. Захарян, В.В. Касьянов // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. - №5. – С.767-771.
11. Котерова, Н.П. Экономика организации: Учебное пособие / Н.П. Котерова. – М.: Академия, 2020. – 320с.
12. Сайгараева, И.А. Сущность и содержание понятия «устойчивое развитие предприятия» / И.А. Сайгараева, З.Х. Саракаева // Экономика, биз-нес, инновации: сборник статей IV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.225-227.
13. Федорова, Е.В. Понятие устойчивого развития предприятия / Е.В. Федорова // Евразийская экономическая конференция: сборник статей II Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.217-219.
14. Финогеева, В.Е. Сущность механизма устойчивого развития предприятия / В.Е. Финогеева, Н.В. Коваленко // INTERNATIONAL INNO-VATION RESEARCH: сборник статей XII Междун. науч.-практ. конферен-ции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.67-71.
15. Яркова, Н.И. Направления устойчивого развития предприятия в условиях неопределенности / Н.И. Яркова // Вестник КЕМРИПК. – 2018. - №4. – С.105-110.