Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ранний возраст, как и любой другой возрастной период в жизни человека, имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе с ребенком. Ребенок раннего возраста погружен в процесс непрерывного обучения: он учится бытовым навыкам, элементарным навыкам самообслуживания, а так же, непрерывно познает окружающий мир [3, стр. 5]. Родители, воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выступают в роли учителей. Их уровень компетентности позволяет детям достигать определенных успехов в обучении. Изучение развития детской психологии является необходимым условием успешного воспитания и обучения детей, начиная с раннего возраста. Чтобы процесс обучения был выстроен грамотно, для каждого педагога являются актуальными знания об особенностях формирования ведущего вида деятельности детей раннего возраста – игровой деятельности.
Таким образом, цель нашей работы: особенности формирования игровой деятельности детей раннего возраста.
В соответствии с целью исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
2) выявить особенности формирования игровой деятельности детей раннего возраста;
3) выявить начальный уровень развития игровой деятельности у детей раннего возраста;
4) описать содержание работы по повышению уровня развития игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования игровой деятельности детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности формирования игровой деятельности детей раннего возраста.
Методы исследования: теоретического характера – изучение психолого-педагогической литературы; эмпирического характера – диагностика уровня интереса к играм, проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования игровой деятельности детей раннего возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
В периоде раннего детства выделяют две стадии [4, стр. 107]:
1) младенческий возраст, который начинается с момента рождения и заканчивается по достижению ребенком одного года;
2) собственно ранний возраст, который начинается с одного года и длится до трех лет.
Рассматривая в рамках данной работы детей раннего возраста, следует отметить, что после достижения ребенком одного года жизни, ведущим видом деятельности становится предметная деятельность, в процессе которой происходит усвоение способов действий с предметами. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста рассматриваются с учетом важности общения ребенка со взрослым в процессе предметной деятельности. Ранний возраст сопровождается дифференциацией предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра начинает складываться как вполне самостоятельный вид деятельности ребенка [4, стр. 107].
Любые педагогические воздействия на ребенка раннего возраста должны выстраиваться с учетом его возрастных особенностей [2]:
1) темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются;
2) происходит интенсивное созревание сенсорных и моторных зон коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
3) увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
4) период активного бодрствования увеличивается до 4-4,5 часов;
5) детский организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды, овладевает основными движениями (ходьба, бег, предметные манипуляции); овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
6) ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром, с удовольствием проводит эксперименты, наблюдения; начинает формироваться наглядно-образное и символическое мышление;
7) ребенок овладевает родным языком, использует основные грамматические категории, формируется активный и пассивный словарный запас;
8) ребенок начинает проявлять интерес к другим людям, испытывает чувство доверия к сверстникам, стремится к общению и взаимодействию с окружающими людьми;
9) ребенок осознает свою половую принадлежность;
10) ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, он очень чувствителен;
11) к окончанию раннего возраста начинает появляться особенность ребенка трех лет, выраженная в категоричной самостоятельности: «я сам», «я могу»;
12) к окончанию раннего возраста у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.
Окончание периода раннего детства знаменуется кризисом трех лет. К симптомам кризиса трех лет следует отнести негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бунтарство. Это обусловлено личностными новообразованиями: «системой Я», личными действиями, сознанием «Я сам», чувством гордости за собственные успехи и достижения [2].
Рассмотрим некоторые особенности развития детей раннего возраста. К первому году жизни ребенок начинает самостоятельно ходить. На втором и третьем году жизни его движения становятся более совершенными, скоординированными. Овладение своим телом, прямохождение, развитие моторики рук являются настоящими достижениями для ребенка в области психического и физического развития, которым сопутствует чувство удовлетворенности собой.
В период раннего детства происходит бурное речевое развитие. Автономная речь ребенка постепенно исчезает. Ребенок начинает овладевать родной речью, ее фонетической и семантической стороной. Совершенствуется произношение. Важнейшим моментом является присваивание слову предметного значения. Ранний возраст дает возможность ребенку сформировать пассивный словарный запас. Ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый к двум годам. Активный словарь так же развивается, но медленнее [13, стр. 64].
В развитии психических функций ребенка раннего возраста доминирует восприятие. Ребенок максимально связан с переживаемой ситуацией, его поведение носит импульсивный характер.
Ранний возраст сопровождается появлением элементарных форм воображения, например предвосхищения. Следует заметить, что творческое воображение пока отсутствует: ребенок не может солгать, выдумать что-то новое.
В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное. Мышление в этот возрастной период - наглядно действенное.
Источником интеллектуального развития является предметная деятельность. Во взаимодействии со взрослым ребенок усваивает разнообразие способов действия с предметами. Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети усваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Ребенок сначала выясняет функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?» [13, стр. 66].
В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Произвольные действия - это целенаправленные действия ребенка, поскольку они регулируются определенной целью. Произвольные действия проявляют себя в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности.
На третьем году жизни можно заметить первые признаки формирования полуролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым. Вскоре подобное подражание становится мотивированным. Частота подражания зависит от уверенности ребенка в том, что он справляется со своей задачей. Если подражание не удается, ребенок может сильно огорчиться [7, стр. 51].
К окончанию раннего возраста ребенок учится обобщению, благодаря которому окружающий мир воспринимается по-другому. Восприятие начинает сопровождаться развитием речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, восприятию действий и музыки. Благодаря этому сложное восприятие становится особой познавательной деятельностью ребенка, имеющей цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, овладел ребенок.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия. Процесс восприятия будет формироваться стихийно, если деятельность ребенка бесцельна. Это ведет к тому, что процесс восприятие протекает бессистемно, у ребенка возникают пробелы в представлениях о ряде свойств предметов [7, стр. 52].