Фрагмент для ознакомления
2
высокую финансовую независимость и устойчивость предприятия.
На протяжении 2015-2017 гг. для предприятия ООО «ФПВ» являются характерными высокие показатели ликвидности. Самый высокий уровень ликвидности предприятие имеет в 2015 году. Негативной тенденцией является стремительное снижение уровня абсолютной ликвидности предприятия в 2017 году.
1.2. PEST-анализ окружающей среды и SWOT-анализ компании, построение дерева проблем
К компонентам внешней среды, которые оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования компании, относятся те, на которые компания не может воздействовать, которыми она не управляет. Они могут влиять на компанию напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).
Факторы, определяющие состояние макросреды компании, указаны в таблице 1.8
Таблица 1.8. Факторы, определяющие состояние макросреды компании
Политические факторы Экономические факторы:
1. Законодательство в целом 1. Высокая суммарная налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления;
2. Антимонопольное и трудовое законодательство; 2. Рост темпов инфляции. Рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы;
3. Налоговая политика и законодательство в этой сфере; 3. Процентная ставка и курс национальной валюты (кредитование и работа с иностранными поставщиками);
4. Конкуренция, альтернативные поставщики.
Социокультурные факторы Технологические факторы:
1. Уровень образования населения (в компании работают сотрудники с высшим образованием); 1. Ускорение и развитие научно-технического процесса;
2. Изменение вкусов и предпочтений потребителей
2. Разработка и внедрение новых технологий;
3. Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию (корпоративная культура). 3. Плохая совместимость дорогого импортного оборудования с нашей инфраструктурой и условиями эксплуатации.
После определения факторов необходимо оценить степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от -5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние), для ООО «ФПВ» оценка приведена в таблице 1.9.
Таблица 1.9 Оценка степени влияния факторов на деятельность компании
Факторы макросреды Вероятность Влияние Суммарное влияние
Политические факторы: 0,2
1. Законодательство в целом 1,0 +3 3
2. Антимонопольное законодательство и трудовое законодательство; 0,6 -2 -1,2
3. Налоговая политика и законодательство в этой сфере; 0,8 -2 -1,6
Экономические факторы: -15,5
1. Высокая суммарная налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления; 0,7 -5 -3,5
2. Рост темпов инфляции. Рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы; 0,8 -5 -4,0
3. Процентная ставка и курс национальной валюты (кредитование и работа с иностранными поставщиками); 1,0 -5 -5,0
4. Конкуренция, альтернативные поставщики. 1,0 -3 -3,0
Социокультурные факторы: 11,3
1. Уровень образования населения (в компании работают сотрудники с высшим образованием); 0,9 +4 3,6
2. Изменение вкусов и предпочтений потребителей 0,9 +5 4,5
3. Отношение к работе, карьере, досугу и выходу на пенсию (корпоративная культура). 0,8 +4 3,2
Технологические факторы: 9,5
1. Ускорение и развитие научно-технического процесса; 0,8 +5 4,0
2. Разработка и внедрение новых технологий; 0,6 +5 3,0
3. Плохая совместимость дорогого импортного оборудования с нашей инфраструктурой и условиями эксплуатации.
0,5
+5 2,5
Как видно из анализа, наиболее сильное негативное влияние на компанию оказывают экономические и политические факторы. Экономические факторы оказывают более негативное влияния в связи со спецификой деятельности компании: в связи с высокой конкуренцией в отрасли компания предлагает своим клиентам различные варианты сотрудничества, чаще всего – это рассрочка на длительный срок, что подразумевает использование собственных средств (при их недостатке – кредитных).
В таблице 1.10 факторы внешней среды отсортированы на угрозы и возможности, а факторы внутренней среды на слабые и сильные стороны.
Таблица 1.10 Матрица SWOT - анализа ООО «ФПВ»
Угрозы Возможности
1. Высокая конкуренция в отрасли.
2. Вхождение РФ в ВТО (некоторые предприятия и продукция России стали совершенно неконкурентоспособными).
3. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства.
4. Недостаток квалифицированных специалистов.
1. Растущий рынок.
2. Значительный природно-ресурсный потенциал регионов.
3. Появление новых технологий, которые позволяют снизить затраты.
4. Растущая численность населения.
Слабые стороны Сильные стороны
1. Отсутствуют программы обучения.
2. Слабая маркетинговая политика.
3. Низкая рентабельность продаж.
4. Высокие издержки производства. 1. Хорошее место на рынке.
2. Опыт работы в отрасли (с 2002 года).
3. Регулярное обновление производственных мощностей.
4. Система менеджмента качества ИСО 9001 2008.
5. Эффективная организация продаж и различные способы оплаты.
6. Хороший социальный пакет для сотрудников.
Далее необходимо выявить проблемы, стоящие перед предприятием. В данном случае это:
1. Недостаток квалифицированных специалистов и отсутствие системы обучения.
2. Высокие издержки производства и низкая рентабельность продаж, сопровождающиеся высокой конкуренцией в отрасли (необходим четкий учет, анализ и контроль затрат на предприятии).
На основе проведенного анализа и установленных причинно-следственных связях можно предложить следующие стратегии развития предприятия:
достижение лидерства в области минимизации издержек производства;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.
Также возможна стратегия специализации в производстве определенного вида продукции (услуг).
Для достижения лидерства в области минимизации издержек производства необходимо обеспечить:
упорядочивание кадровой политики организации, введение программ обучения по специальностям, востребованным в организации для формирования целостной группы рабочей силы;
материальное и иное поощрение сотрудников с целью повышения производительности и эффективности труда, что снизит трудовые издержки производства (аппарат управления должен совершенствовать работу с персоналом, заинтересовать работников в экономии ресурсов организации путем дополнительного поощрения и стимулирования);
использование новых технологий, внедрение результатов НТП;
снижение транспортно-заготовительных расходов, приобретение более дешевых материалов, внедрение новых материалов и конструкций, сокращение затрат на хранение материалов на складах;
контроль за своевременной поставкой (перебои в поставках приводят к простоям рабочих, увеличению времени проведения работ и дополнительным затратам на всех участках производства);
точный учет и нормирование затрат;
четкое планирование и организация работ.
Для достижения специализации в производстве определенного вида продукции необходимо:
снижение издержек
обеспечить творческий и компактный подход к разработке плана;
проведение эффективной маркетинговой политики.
При правильном применении SWOT-анализа и логичном выборе перспективных направлений развития можно вывести компанию на более высокий уровень. В данном методе важно рассматривать большое количество потенциальных направлений и правильно оценить каждый вариант развития, его достоинства и недостатки.
Анализ позволяет усилить конкурентные преимущества и быстро реагировать на внешние и внутренние угрозы.
Рис.1.2. Дерево проблем ООО «ФПВ»
На рис. 1.2. представлено дерево проблем, составленное на основе проведённого анализа.
Внутренние проблемы:
А. Проблемы, решение которых находится в компетенции кадрового подразделения
1. Отсутствуют программы обучения.
2. Недостаток квалифицированных специалистов
3. Текучесть кадров выше нормы
Б. Проблемы, решение которых находится в компетенции маркетингового подразделения и планового отдела
4. Слабая маркетинговая политика.
5. Низкая рентабельность продаж.
6. Высокие издержки производства.
В. Проблемы, решение которых находится в компетенции подразделения по исследованиям и разработкам
7. Отсутствует удовлетворительная система показателей оценки инновации
8. Нет концентрации высоких технологий
9. Слабый контроль и организация исследований и разработок.
10.Невысокая доля инновационной продукции в общем объеме продукции.
Все перечисленные проблемы в той или иной мере препятствуют инновационному развитию предприятия как цели стратегии. Как показал анализ, данные проблемы имеют стратегический характер.
Внешние проблемы (решение их относится к компетенции аналитиков маркетингового подразделения при оценке рынка и вообще всей внешней среды).
1. Высокая конкуренция в отрасли.
2. Высокая степень контроля бизнеса со стороны государства.
3. Рост темпов инфляции (и цен на материалы).
4. Высокая налоговая нагрузка.
5. Внешнеполитическая ситуации с экономическими санкциями.
Внешние проблемы в той или иной мере препятствуют инновационному развитию предприятия как цели стратегии. Данные проблемы, как следует из проведённого анализа, также имеют стратегический характер.
На основе перечисленных проблем должна быть разработана стратегия развития предприятия, предусматривающая:
1. Управление кадровым потенциалом в соответствии с потребностями инновационного характера развития (задача по внутренним проблемам 1-3);
2. Управление затратами, в том числе коммерческими расходами (задача по внутренним проблемам 4-6);
3. Управление инновационной политикой предприятия (задача по внутренним проблемам 7-10);
4. Создание гибкой системы принятия решений в соответствии с характеристиками внешней среды (по внешним проблемам 1-5).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверкин М. Управление проектами: коммуникативная составляющая интегральной функции управления корпорацией (в практике современной компании). - Нижний Новгород: НГТУ, 2009
2. Агабеков С.И., Кокурин Д.И., Назин К.Н. Инновации в России: системно-институциональный анализ. М.: ТрансЛит, 2011.
3. Антонец В.Л., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Под ред. К.А. Хомкина. М.: Дело, 2009.
4. Аньшин В. М. Портфель проектов организации: стратегии, типология, анализ / В. М. Аньшин и др. // Управление проектами и программами. 2010. №1. 14 с.
5. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. - СПб.: СПбГУЭФ, 2008
6. Бенко К. Управление портфелями проектов: Москва: Вильямс, 2009
7. Береговой В.А. Финансирование инноваций: проблемы теории и практики. СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
8. Бирман Л., Кочурова Т. Стратегия управления инновационными процессами. М.: Дело, 2010.
9. Буренина А. Основы стратегического анализа деятельности промышленного предприятия. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009
10. Верзух Э. Управление проектами. - Москва [и др.]: Диалектика, 2009
11. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 215 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление. -М.: Изд-во МГУ. 2008.
13. Воропаев В.И. Управление проектами в России М.: "Аланс", 2005. - 225 с.
14. Герчикова, И.Н. Менеджмент. 3-е изд., перераб. н доп.. - М.: ЮНИТИ, 2015. -238 с.
15. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2012. - 482 с.
16. Гиббс, Р. Д. Управление проектами с помощью IBM Rational Unified Process. - Москва: КУДИЦ-Пресс, 2009
17. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 244 с.
18. Грей К. Ф. Управление проектами. - Москва: Дело и Сервис, 2009
19. Гринберг Р.С. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: Институт экономики РАН, 2008.
20. Гринтанс, Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические-управленческие и правовые аспекты / Я.М. Гританс. -М.: Волтерс Клувер, 2012 – 321 с.
21. Гуров И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: Инфра, 2011.
22. Ендовицкий Д. А. Практикум по инвестиционному анализу: учеб. пособие / Л. С. Коробейникова, Е. Ф. Сысоева; Под ред. Д. А. Ендовицкого. М.: Финансы и статистика, 2011. 576 с.
23. Ершов В. Ф. Бизнес-проектирование. - СПб.: Питер, 2008
24. Жукова Т.Н. Проектный менеджмент в стратегическом развитии организации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика. №7(58). 2012. С.76-81
25. Заренков В.А. Управление проектами: учеб. пособие. 2-е изд. М: Изд-во АСВ; СПбГАСУ, 2009. - 312c.
26. Зимина И. В. Управление проектами: Сыктывкар: Изд-во Сыктывк. ун-та, 2009
27. Ильина О.Н. Системный подход к управлению проектами в организации: монография. - М.: Креативная экономика, 2012. - 208 с.
28. Корниенко Е.В. Бизнес-план и управление проектами. Учебно-методическое пособие. - Таганрог Изд-ль А.Н. Ступин, 2012. - 83 с.
29. Кувшинова Е.Е. Модели и методы, используемые в инновационном менеджменте: Методические указания. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2009.
30. Ляндау Ю.В., Масленникова В.В. Процессно-проектное управление: монография. - М.: Палеотип, 2014. - 111 с.
31. Милошевич Д. З. Набор инструментов для управления проектами. - М.: Компания АйТи: ДМК Пресс, 2006. - с. 26.
32. Модели и методы управления портфелями проектов/ Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. М.: ПМСОФТ, 2005. - 206 с.
33. Петухова Е. В. Создание нового продукта. //Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. 2005. - № 1. - С. 14
34. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/ под. ред. Проф. М.Л. Разу.-КНОРУС,2006
35. Скороход С.В. Управление проектами средствами Microsoft Project. - М.: ИНТУИТ, 2009. - 436 с.
36. Строилова Э.В. Проектный менеджмент и реинжениринг // Фундаментальные исследования. №4-5. 2013. С. 1206-1210
37. Томсон А. Л. Методы управления проектами в промышленных организациях. - дисс. канд. экон. наук - Санкт-Петербург, 2008
38. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход. Под редакцией Мазура И.И., Шапиро В.Д. - М.: Лвваллон, 2008
39. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур ; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. - 6_е изд.,стер. - М. : Издательство «Омега_Л», 2010. - 960 с.
40. Cooper R. Maximizing Productivity in Product Innovation // Research Technology Management. 2008. March - April. P. 47-58 с.