Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение специфики построения педагогической деятельности на разных уровнях образования является актуальной темой.
Учитель – это специалист, приступивший к выполнению профессиональных обязанностей в учебных заведениях начального, основного общего и среднего общего образования. Учитель занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения.
Применительно к образовательному процессу в вузе главной целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающая требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направления подготовки (специальности). Она достигается многими средствами педагогического и психологического характера. Однако определяющим фактором является все же содержание обучения.
В своей профессиональной деятельности преподаватели имеют дело с более взрослым контингентом обучающихся. Поэтому в обязанности такого специалиста не входит обучение предмету как таковое. Его работа заключается в преподавании, преподнесении материала студентам.
Следует отметить, что цель педагогической деятельности – явление не только историческое, но и динамическое. Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели – развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.
Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Методологической основой исследования послужили труды ученых в области педагогики таких как Н.В. Кузьмина, О.Г. Коваленко, А.М. Новикова, Н.А. Плотникова, Н.Г. Сергеева и др., а также нормативно-правовые акты в сфере образования.
Цель работы – провести сравнительную характеристику педагогической деятельности в школе и в вузе.
Объект работы - профессионально-педагогическая деятельность педагогов в образовательных организациях.
Предмет работы - особенности профессиональной деятельности педагога в школе и в вузе.
Гипотеза работы: цель деятельности преподавателя любой образовательной организации – информировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе, консультировать студентов по научно-исследовательской работе. Однако существует разница между педагогической деятельностью преподавателя в школе и в вузе. Преподаватель в школе осуществляет подготовку учеников, использует специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Университетская система образования позволяет обучающимся выйти на качественно иной уровень развития, где преподаватель является носителем массива специальных, сложных и оригинальных знаний.
Задачи работы:
-рассмотреть педагогическую деятельность: сущность и ценностные характеристики;
- рассмотреть профессиональные компетенции педагога;
- изучить особенности профессиональной деятельности педагога в школе;
- рассмотреть особенности педагогической деятельности преподавателя в вузе.
При изучении темы были использованы методы сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1 Педагогическая деятельность: сущность и ценностные характеристики
Сегодня среди педагогической общественности возрождается интерес к идеям К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и многих других выдающихся педагогов и психологов. Высказанные ими предположения обрели статус научных теорий, которые обосновывают действенность многих форм и методов образования. Высокая степень доверия к полученным знаниям обусловлена тем, что они основаны на изучении объективных закономерностей развития личности, которые ученые смогли выявить на основе эмпирических данных, сформулировать, ввести в сферу научных представлений. Более того, на основе данных выводов были определены направления использования полученных знаний в практической деятельности. Выводы и рекомендации исследователей находили подтверждение в широкой образовательной практике, что вело за собой развитие научных идей.
В свете развития современных представлений о необходимости овладения специалистами универсальными, «гибкими» компетенциями, можно указать на то, что в составе таких компетенций все чаще встречаются такие характеристики, как продуктивное, системное или концептуальное мышление. Это способность к комплексному и целостному представлению о процессах и явлениях, в том числе в профессиональной сфере. Можно утверждать, что концептуализация приобретает характер профессионально значимого умения во многих сферах, в том числе в образовании.
Педагогическая деятельность – особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: например, научить умению читать географическую карту или воспитать такое качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции будущим взрослым накопленного человечеством опыта.
Исходя из этого, педагогическая деятельность является особой, социально и личностно детерминированной деятельностью по приобщению человека к жизни общества. В данном контексте педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога (воспитателя) на ученика или учеников (воспитанника или воспитанников), направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования. Для нее характерны педагогическое целеполагание и педагогическое руководство.
В структуре педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделила три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный (рис. 1) и, соответственно, три вида деятельности. «Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях» [16, С. 45].
Рисунок 1. - Структура педагогической деятельности
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных организациях: школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Педагогическая деятельность обладает теми же характеристиками, что и любой другой вид человеческой деятельности: социальностью, сознательностью, предметностью. Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, анализируя ее структуру, которая представляет собой единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем системообразующей характеристикой является цель.
Умения педагогического общения предполагают наличие следующих умений: распределять внимание и поддерживать его устойчивость; устанавливать психологический контакт с учащимися, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях); выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь.
Умения педагогической техники составляют совокупность следующих умений и навыков: выбирать правильный стиль и тон в об- 15 щении с воспитанниками; управлять их вниманием; формировать чувство темпа; развивать культуру речи; управлять своим телом (снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса); регулировать свое психическое состояние; располагать к себе собеседника; образно передавать информацию и д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Консультант-плюс.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) // Консультант-плюс.
3. Алиева М.Б. К проблеме современного студенчества / М. Б. Алиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2018. – №39. – 12 с.
4. Блинов, Владимир Игоревич. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие. Ч. 1. / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2018. – 315 с.
5. Блинов, Владимир Игоревич. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие. Ч. 2 / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Юрайт, 2019. – 315 с.
6. Бордовская, Нина Валентиновна. Педагогика : учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2019. – 299 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
9. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. - 80 c.
10. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
11. Инновационные подходы и технологии в общем и профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / Е. А. Алисов, Е. Н. Корнева, С. А. Кравченко и др.; МПГУ, РОСИ. – Москва: МПГУ; Курск: РОСИ, 2018. – 226 с.
12.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. – 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 719 с.
13. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
14. Краевский, Володар Викторович. Общие основы педагогики : учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика" / В. В. Краевский. – Москва : Academia, 2018. – 255 с.
15. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
16. Кузьмина, Н. В. Психологическая структура деятельности учителя / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. -Гомель: Изд-во Гомельского гос. ун-та, 1976. - С. 45.
17. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с.
18. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова и др.; Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; МПГУ. – Москва: Юрайт, 2018. – 246 с.
19. Руденко, Андрей Михайлович. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 173 с.
20. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2017. - 207 c.