Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время проблема организации и качества физического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной. Проблема двигательной подготовленности дошкольников интересовала и интересует многих экспертов, работающих с детьми, врачей, педагогов, исследователей [15].
Многих специалистов в области физического воспитания данная проблема интересует, как в плане возрастных изменений, так и в плане организации системы физического воспитания детей, использование ее в целях многостороннего развития физических и духовных сил дошкольников, их подготовке к жизни [2].
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в старшем дошкольном возрасте у детей происходят изменения всех систем организма, данный возраст наиболее сензитивен для формирования у детей абсолютно всех физических качеств, а также скоростно-силовых качеств, реализуемых в двигательной деятельности и активности.
В данном возрасте происходит «закладка фундамента» с целью формирования быстроты и скоростно-силовых качеств, а кроме того получение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений и игр на координацию и быстроту [6].
Данный возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп формирования скоростно-силовых качеств и быстроты.
Благоприятно развитые скоростно-силовых качеств считаются существенными предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Данные упражнения воздействуют на темп, вид и способ овладения спортивной техники, а также на ее последующую стабилизацию и ситуационно - адекватное многократное применение. Скоростно-силовые качества ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями и к
увеличению двигательного навыка [11].
Физическое развитие считается одним из главнейших направлений, которое контролирует наше государство. Согласно Федеральному образовательному стандарту, образовательная работа по «Физическому развитию», основывается с учетом потребностей детей. ФГОС утверждает существенные принципы образования. В стандарте отчетливо обусловлены определенные цели и задачи.
Образовательная область «Физическое развитие» содержит приобретение опыта в последующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, нацеленных на формирование таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений.
По определениям отечественных психологов Л.С. Выготского и А.В. Запорожца игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения.
Скоростно-силовые качества вырабатываются во время подвижных игр, игр - эстафет, проводимых в усложненных критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с дополнительными поручениями, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [10].
Некоторые исследователи такие как, В.Г Барабаш, Т.И Осокина, Н.В Полтавцева, Э.Я Степаненкова. констатируют факт, что подвижная игра является средством не только согласованного развития ребенка, школой управления собственным поведением, вырабатывания позитивных отношений и благополучного эмоционального состояния, но и средством воспитания двигательных качеств [34]. А.В. Запорожец отмечал то, что подвижная игра, представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности и предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
Некоторые специалисты полагают, что подвижная игра – это одно из комплексных средств воспитания: она нацелена на всестороннюю физическую подготовленность (посредством непосредственным овладением основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), усовершенствование функций организма, качеств характера играющих
Актуальность исследования развития скоростно-силовые качества у дошкольников обусловило выбор темы исследования: «Подвижная игра как средство развития скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Объект исследования: процесс физического воспитания детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: Процесс развития скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами подвижных игр.
Цель работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить роль подвижной игры как средство развития скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Задачи работы.
1.Рассмотреть проблему развития скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
2.Изучить с особенности развития скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ
3. Определить возможности подвижных игр в развитии скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ
4. Организация экспериментального исследования, описание методик
5.Разработать и апробировать программу развития скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством подвижной игры
6. Интерпретировать результатов экспериментального исследования
При написании работы использованы следующие методы исследования:
- анализ научно - методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания, т.е. тестирования;
- педагогический эксперимент.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством подвижной игры
1.1 Проблема развития скоростно-силовых качеств у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц [4, 21].
Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
Мышечная сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц [31].
В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
− при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
− при удлинении своей длины (уступающий, т.е. полиометрический режим, например? приседание со штангой на плечах);
− без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед);
− при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте») [37].
Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро, что связано с характером их работы.
Различают следующие виды силовых способностей: собственно - силовые, и их соединение с другими двигательными способностями (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая скоростно-силовые качества).
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К числу скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
− взрывная сила, способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.) [27].
В случае преодолевающей работы под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения (жим штанг от груди); при уступающей работе - действующие по ходу движения (опускание штанги на грудь). Преодолевающий и уступающий режимы объединяются понятием «динамический» режим.
Рассмотрим три главные формы силовых способностей:
1. Собственно-силовые способность к проявлению максимальной силы. Максимальная сила – это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при произвольном максимальном мышечном сокращении. Она определяет движения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительное сопротивления (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания, борьба и др.).
2. Скоростно-силовые способности нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечных сокращений. Скоростно-силовые способности имеют определенное значение для достижений во многих движениях, т.к. составляют основу быстроты спринтеров и способность к «рывковым» ускорениям в игровых видах спорта.
3. Силовую выносливость – способность организма сопротивляться утомлению при силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.). Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр) [27].
Указанные виды силовых способностей являются основными, однако, они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы.
Важную разновидность составляет «взрывная сила» – способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Показатели «взрывной силы» зависят от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у тренированных спортсменов проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих [30].
Наличие большой силы не указывает на способность к ее быстрому проявлению. Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще амортизационную силу, спос
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие способностей. М. : Дошкольное воспитание, 2013. 184 с.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 2015. 164 с.
3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 317 с.
4. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2012. 56 с.
5. Вильчковский Э. С. Развитие двигательной функции у детей. Киев : «Здоровье», 2013. 163 с.
6. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2013. 175 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у дошкольников. СПб. : Образование, 2013. 316 с.
8. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2.; под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 2015. 403 с.
9. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей в детском саду // Психология. 2015. №4. С. 43-50.
10. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Проф. образование, 2014. 296 с.
11. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 2013. 116 с.
12. Иоффе М. Е. Механизмы двигательного обучения. М. : Наука, 2014. 316 с.
13. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. : Вако, 2016. 251 с.
14. Литвинова М. Ф «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-го года жизни» М. : Линка-Пресс, 2015г. 96 с.
15. Маркевич В. В. Игры на развитие двигательной сферы детей в детском саду. Минск : Харвест, 2014. 163 с.
16. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт- Петербург : «Детство Пресс», 2013. 269 с.
17. Митькина А. А. Управление движением. М. :Наука, 2015. 159 с.
18. Нестеров В. П. Эмоциональные аспекты двигательной активности детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Хабаровск: [б.и.], 2017. 105 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду. 4-е изд., испр. и доп.; под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М. : Мозаика- Синтез, 2015. 472 с.
20. Прохорова М. В. Профессионально-педагогическая направленность педагога на физическое воспитание дошкольников: тезисы докладов научно-практической конференции. СПб. : [б.и.], 2017. С. 102.
21. Проценко Т. А. Оздоравливающие игры для малышей. М. : АСТ- ПРЕСС, 2015. 118 с.
22. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. : «Мозайка-синтез.», 2013. 116 с.
23. Смирнова Е. О. Детская психология. К. : Освіта, 2013. 324с.
24. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
25. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами». М. : Мозаика- Синтез, 2016. 211 с.
26. Фомин А. Н., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М. : «Физкультура и спорт», 2013. 277 с.
27. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М. : Инфра-М, 2012. 264 с.
28. Шашурин А. В. Физическая подготовка. М. : Физкультура и спорт, 2005. 317 с.
29. Щедрина Ю. С. Физическая культура. М. : Юнити, 2015. 350 с.
30. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М. :Воронеж; МОДЭК, 2012. 416 с.
31. Юдин В. Д. Теория и методика физического воспитания и спорта. М. : Инфра-М, 2014. 280 с.