Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру формирование художественно-эстетического восприятия произведений искусства, окружающей действительности, практическую художественно-творческую деятельность.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и синтетических искусствах. Содержание предмета учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания обучающихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт [22].
Изобразительное искусство, в целом, отображает общественную психологию – реакцию людей на природу и общество, на события жизни и объекты человеческого труда. Именно поэтому художественно-эстетические жанры привлекают к себе столь пристальное внимание.
Исследованию вопросов обучения графическим приемам изображения портрета человека уделялось внимание в трудах Курочкина Н. А: об обучении детей технике рисования портрета [10].
Объект исследования: графические навыки обучающихся основной общеобразовательной школы
Предмет исследования: Развитие графических навыков обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе рисования портрета
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить возможности развитие графических навыков обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе рисования портрета
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что формирование графических навыков у обучающихся посредством рисования портрета возможно, если:
обогащена развивающая предметно–пространственная среда разнообразными инструментами и оборудованием для рисования портрета;
разработаны упражнения в технике рисования портрета для развития графических навыков;
Задачи:
– проанализировать понятия «графических навыков» в психолого-педагогической литературе;
– рассмотреть методические аспекты изображения портрета человека в трудах отечественных художников-педагогов;
определить роль графических навыков обучающихся в процессе написания портрета;
- выявить уровень графических навыков обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе рисования портрета на основе обучающих методик;
- привести программу, направленную на развитие обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе рисования портрета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ПОРТРЕТА
1.1 Анализ понятия «графических навыков» в психолого-педагогической литературе.
Проблема формирования навыков у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей.
А вот те, кто сталкивается с педагогической практикой, напротив, придерживаются мнения о том, что навык – это улучшенная степень умения овладения некими действиями. Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения [7, с. 5].
У одних авторов из нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями, формируются умения. И под ними понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Признаком сформированной навыка (или умения) является качество действия, а не его автоматизация: ведь автоматизировать можно и неправильно выполняемое действие [7, с. 4].
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, важная роль навыков заключается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, вследствие чего ода может направляться на решение более сложных задач [4, с. 553].
Лишь на работе научаются искусству и достигают такта, навыков, умения, ловкости и мастерства; но даже и на работе научается искусству лишь тот, кто предварительно в мыслях изучил науку, усвоил её себе, определился благодаря ей и предопределил себя для грядущих впечатлений, ожидаемых со стороны опыта [1, с. 15].
Навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая её выполнение своей сознательной цель.
Заведующая кафедрой истории искусств СПбГУ Колитина Н. Н. считает: «Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний [27, с. 54].
Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли» [9, с. 85].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андроникова, М.И. Об искусстве портрета / М.И. Андроникова. – М.: Искусство, 2015.– 326 с.
2. Аманжолов, С.А. Роль и значение личностно-ориентированного подхода к обучению школьников изобразительному искусству // Наука ишкола. – 2015. – N 5. – С. 88-92.
3. Анисимов, Н.Н. Основы рисования / Н.Н. Анисимов. – М.: Стройиздат, 2017. – 168с.
4. Ацаркина, Э.Н. Орест Кипренский. Монография / Э.Н. Ацаркина. – М.: Изд-воГосударственной Третьяковской галереи, 1948. – 248 с.
5. Афанасьева, В.Ю. Создание реалистического портрета средства миграфики // XIX Всероссийская научно-практическая конференция. Сборникстатей. – 2017. – С. 262-266.
6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К.Бабанский; авт.вступ.ст.Г.Н.Филонов. –М.: Наука,2019. – 302 с.
7. Выготский,Л.С. Психология искусства/Л.С.Выготский.–М.:Педагогика,2017. – 540 с.
8. Беляева, С.Е., Розанов, Е.А. Спец. рисунок и художественная графика: учебник / С.Е. Беляева. – М. : Академия, 2011. – 235 с.
9. Березина, Ю.Ю., Князева, О.В. Портрет в живописи и в графике. Теоретико-методический и практический аспекты: учебно-наглядноепособие / Ю.Ю. Березина. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 131 с.
10. Бесчастнов, Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов. –М.: Владос, 2017. – 367 с.
11. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. – М.: Академия пед. наук РСФСР, 2010. – 508 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2010. – 93с.
13. Гинзбург, И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система / И.В. Гинзбург. – М.;Л.: Искусство, 1940. – 240 с.
14. Голосай, А.В. Научно-теоретические основы развития профессиональных умений рисования портрета // Омский научный Вестник.
– 2015. – N 2 (136). – С. 167-170.
15. Дуганова,Л.П.Учитель в профессиональном конкурсе учебно- методическое пособие/ Л.П.Дуганова.–М.: АПКиППРО,2016. – 316 с.
16. Жуликов, А. В. Теоретические и методические основы преподаванияизобразительногоискусствавобщеобразовательныхучреждениях:Учебноепособиедлястудентовспециальности/А.В. Жуликов. –Ростовн/Д.2016. – 401 с.
17. Калитина, Н. Н. Французский портрет XIX века / Н. Н. Калитина. -Л.: Искусство, 2016. – 156 с.
18. Карабанова, О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников/O.A. Карабанова. М.: Наука, 2019. — 170 с.
19. Корашвили, Н.Ш. Особенности графической деятельности и особенности восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста // Психология – будущему России: Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18 – 21 сентября 2007 года. –2017. – Том II. - С. 197 – 198.
20. Курочкина, Н. А. О портретной живописи – детям / Н.А. Курочкина. - СПб.: Вита, 2018. – 412 с.
21. Кибрик, Е. А. Работа и мысли художника / Е. А.Кибрик –М.: Наука, 2014. – 216 с.
22. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа назанятияхпорисунку/Л.Г.Медведев,Просвещение,2016. – 215 с.
23. Кузин, В.С. Психология / В.С. Кузин. – М.: АГАР, 2017. – 304 с.
24. Кузин, В.С.Изобразительное искусство в начальной школе / В.С. Кузин – М.: Дрофа, 2018. – 205 с
25. Лагутина, О.Р. Из истории развития теорий обучения передаче объема в портретном жанре в отечественных исследованиях // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – N 3.– С. 247-251.
26. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет: учеб. пособие для вузов / Б.В. Лушников. – М.:Владос, 2018. – 143 с.
27. Лыкова, Е.С. Разработка методов обучения рисованию // Омский научный вестник. – 2014. – N 1 (125). – С. 212-215.
28. Мачлов, Е.Н. Скульптурный класс Академии художеств концаXVIII – первой половины XIX века / Е.Н. Мачлов. – М.: НИМАХ СССР, 2014. – 157 с.
29. Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л.Г. Медведев. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.
30. Мельченко, Е.Д. Портрет в технике печатной графики, методика преподавания в детской художественной школе // Портрет в мировом искусстве и в системе художественного образования. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. – 2017. – С. 109-113.
31. Митрохина, Л.Н. Портрет и время (Творчество Н. Дьяковой) //
Актуальные проблемы экономики и управления. – 2015. – N 1 (5). – С. 107-
123.
32. Морева, О.Л. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе (дидактика и методика) // Современное образование: теория и практика. Коллективная монография. – 2017. – С. 289-308.
33. Мухаметова, С.С. Форма как средство выразительности в графике// Наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник материаловстуденческой научно-практической конференции. – 2015. – С. 99-106.
34. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство: учеб. Для общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с
35. Павлинов, П.Я. Каждый может научиться рисовать: Советы
рисовальщика / П.Я. Павлинов. – М.: Сов. художник, 2016. – 104 с.
36. Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания / П.П. Чистяков. – М.: Искусство, 2013. – 592 с
37. Шиленко, Л.В., Хозяшева, Л.С. Кузин, В.С. – Художник-педагог, продолжатель педагогических традиций // Приоритетные направленияразвития образования и науки. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 173-176.
38. Шпикалова, Т.Г. Изобразительное искусство во 2 классе / Т.Г. Шпикалова. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.
39. Шпикалова, Т.Я., Алексеенко, Е.А., Ершова, Л.В. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Т.Я. Шпикалова.– М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
40. Яблокова, А.Ю., Яблоков, В.Р., Шлеюк, С.Г. Портрет в графике: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / А.Ю. Яблокова.– Оренбург: ГОУ ОГУ, 2018. – 48 с