Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Дошкольные образовательные организации (далее ДОО) играют важную роль в развитии ребенка. В ДОО больше времени, чем дома, уделяется игровой деятельности и занятиям, которые способствуют физическому развитию ребенка, развитию логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей. Посещение детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, приучает взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов.
Как показывают исследования в области социальных отношений, люди, которые в детстве посещали дошкольные образовательные организации, во взрослой жизни добиваются успеха в профессиональной и социальной сферах быстрее, чем те, кто не посещал ДОО. Такие люди умеют выстраивать отношения с другими людьми, знают, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
На сегодняшний день на рынке государственный сегмент доминирует над частным, но унифицированный подход к воспитанию в государственных и муниципальных учреждениях вынуждает родителей искать альтернативные учреждения для детей. Такой альтернативной организацией может стать частный детский сад или же семейный детский сад, которые предоставляют как аналогичные, так и дополнительные услуги по развитию и воспитанию детей.
Во время пандемии коронавируса детские сады закрылись. Учитывая, что уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста к 2020 году вырос до 67%, многие были вынуждены совмещать удаленную работу с круглосуточной заботой о детях. Большинство государственных садов не предлагало никакой онлайн-программы, в то время как частные детские сады оперативно перестроились на дистанционный режим. Частные учреждения проработали онлайн-формат, занимая детей не только без ущерба для здоровья, но и с пользой для их развития.
Как итог, в августе — на фоне общей посткарантинной стагнации в экономике — спрос на частные детские сады в России вырос на 23% к предыдущему месяцу, в то время как предложение — только на 9%. Но и до пандемии частный сегмент постепенно наращивал популярность. С 2016 года доля частных детских садов выросла почти в полтора раза. При этом рынок далек от насыщения — общее количество частных дошкольных учреждений, по разным оценками, пока не превышает 2% от общего их числа.
Цель работы – Изучить перспективы развития системы частных дошкольных учреждений в республике Алтай.
Объект исследования - частные дошкольные учреждения в республике Алтай.
Предмет исследования – особенности развития системы частных дошкольных учреждений в республике Алтай.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать рынок дошкольного образования в России;
2. Выделить особенности услуг частных дошкольных учреждений в России.
3. Провести анализ рынка дошкольных услуг в республике Алтай.
4. Выделить перспективы и проблемы функционирования и перспективы развития системы частных дошкольных учреждений в республике Алтай.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Особенности развития системы частных дошкольных учреждений в РФ
1.1. Общий анализ рынка услуг дошкольного образования в России
Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену - дошкольному воспитанию. Целью преобразований является создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей.
Образовательная система самой первой ступени - дошкольного образования остается обособленной, несмотря на присутствие в ней частных детских садов.
Возможность реагирования на демографические спады и всплески должна характеризовать гибкость дошкольного образования, но это пока невозможно.
Поиск альтернативных вариантов обеспечения доступности дошкольного образования в периоды всплесков рождаемости предполагает привлечение частного сектора - как негосударственных дошкольных учреждений, так и индивидуальных предпринимателей (частных детских садов).
Развитие рынка услуг дошкольного образования позволит потребителю- родителям выбирать уровень, объем и качество дошкольных образовательных услуг [5].
Со стороны государства разрабатываются и внедряются специальные организационно - экономические модели, осуществление которых позволяет государству финансировать негосударственный сектор дошкольного образования.
Одной из таких моделей является модель частно-государственного партнерства, когда государство и частный бизнес вместе решают актуальные социально-экономические проблемы.
Формирование частного дошкольного образования происходит в рамках личностно-ориентированной парадигмы, а частные негосударственные образовательные учреждения заняты решением сложнейшей педагогической задачи по созданию условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания, что определяет их как педагогические экспериментальные площадки по внедрению в дошкольное образование актуальных методов и технологий.
Повышение рождаемости обострило проблему недостатка детских садов, которые были ликвидированы на местах, а помещения, которые они занимали - переданы либо под начальные школы, либо проданы. В таблице проанализированы особенности развития дошкольного образования в Российской Федерации за последние 25 лет.
Таблица 1. Дошкольное образование в Российской Федерации в период с 1990 по 2018 год [8]
Этап Особенности этапа и тенденции
Начало 90-х годов Количество ДОО достигает 88000. Большей частью детские сады принадлежат ведомствам, что обеспечивало наполнение материальной базы. 66% детей посещают дошкольные образовательные учреждения
Середина 90-х годов Идет сокращение числа садов из-за их передачи государству (муниципалитетам), отсутствие возможности их финансирования стало причиной ежегодного закрытия и перепрофилирования 4-5 тысяч детских садов. Количество детей, посещающих ДОО снизилось до 55%. Государство отреагировало на недостаток ДОО предоставлением неоплачиваемого отпуска родителя до достижения ребенком 3 лет. Выросла родительская плата за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения
Конец 90-х - начало 2000 годов Начинается выход из кризисной ситуации, темпы сокращения числа ДОО снижаются: например, в 2002 году было закрыто чуть более 1000 детских садов. 56% детей дошкольного возраста посещают детский сад, особенно востребованы группы младшего и ясельного возраста (до 3 лет)
2005 - 2010 годы Повышается рождаемость, появилась проблема недостатка детских дошкольных образовательных учреждений
2011 - 2016 гг. Кризис в дошкольном образовании. Охват детского населения местами в детском саду составляет 63%, но количество необходимых мест в ДОО не обеспечивается возможностями дошкольного образования. Начинается строительство новых детских садов, государство предлагает разнообразить формы дошкольного образования.
Сегодня увеличилась наполняемость детских садов: если на 1 ДОО в 2010 году приходилось 119 детей, то в 2018 - 148. Особенно нуждаются в предоставлении места в детском саду родители из небольших городов и сельской местности [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] Кодексы и Законы РФ, правовая навигационная система. URL: http:// www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/33.1/
2. Указ Президента РФ от 7.05.2012г. №599 «О мерах по реализации государственной социальной политики»
3. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
5. Авраамова Е. М., Александрова О. А., Белановский С. А. и др. Общее образование: мо¬ниторинг эффективности / под ред. Е. М. Авраамовой, Г. С. Токаревой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 470 с. [Электронный ресурс]. URL: http://profil.ranepa.ru//docs/pubs/ p662/5633887407d6a.pdf
6. Авраамова Е. М., Беляков С. А., Клячко Т. Л. и др. Оценка эффективности общего образо¬вания в контексте повышения заработной платы педагогических работников. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/ p79U54d5caa65129c.pdf
7. Антонюк А.С., Соловьев. Н.А. Состояние дошкольного образования в современных условиях модернизации системы образования // Экономика. Государство. Общество. - 2020 - №4. С.26-29.
8. Барсукова Л.Я., Галеева А.А. Детский сад в условиях финансово-экономической и финансовой самостоятельности. Пособие для заведующей детски садом. Под ред. Комаровой Е.С. - М.:Златоуст, 2020. - 178 с.
9. Вадим Зицер. Частный детский сад. С чего начать, как преуспеть. /Вадим Зицер. – М: Питер, 2019.
10. Дапкунайте Е. И., Лукьянова А. А. Организационно-правовые аспекты деятельности негосударственных дошкольных образовательных организаций в современных социально-экономических условиях [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 24-28.
11. Дошкольное образование (форма № 85-К) // Единая информационная система обе¬спечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (ЕИС Минобрнауки России) [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/%D 0%94%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%84 %D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.aspx http://eis.mon.gov.ru
12. Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 28 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Г. Каблукова; ред. кол. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2019.
13. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. 2019. № 1-2. С. 7-13
14. Коротаева Е.А. Изучение потребности альтернативных дошкольных учреждений в качестве подготовки выпускников педагогического вуза // Молодежь и управление в ХХI веке: сборник научных статей V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов 7 декабря 2012 г. Екатеринбург: Изд-во УрФУ им. Б. Ельцина, 2020. С. 101–107.
15. Регистрация негосударственных дошкольных образовательных учреждений (часть 1) [Электронный ресурс]: информационный центр ИСКРА. URL: http://www.uckpa.ru/ newspaper/100/atcl14
16. Савинская О.Б.Частный детский сад в России: обыденные практики и перспективы развития//Социологические исследования. 2020. -№5. с. 83-90
17. Федеральная служба государственной статистики - https://www.gks.ru/