Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в творческой, социально активной личности, которая формируется в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся; поиска дидактических возможностей и методических средств формирования мыслительных операций, как обязательного условия овладения системой необходимых понятий и формирования умений и навыков логического мышления школьников в процессе обучения информатике.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает в начальной школе, что детям необходимо овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления.
Развитие логического мышления является одной из основных задач школьного обучения. Поэтому перед учителем стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а формировать высокий уровень логического мышления учащихся. Информатика имеет огромные возможности для реализации данной цели.
Изучение курса «Алгоритмизация» способствует развитию логического мышления.
Большой вклад в изучение процессов логического мышления внесли такие известные психологи, как Л.С. Выготский, С.П. Баранов, Г.С. Батршина, А.З. Зак, Е.В. Иванова и другие.
Основные методические положения по воспитанию логической культуры учащихся и роль обучения в развитии логического мышления широко раскрыты в работах Е.Г. Козлова, Ю. А. Макаренков, А. А. Столяр и др.
Проблемой развития алгоритмического мышления в начальной школе занимались такие известные педагоги и психологи, как: Ю.А. Аляев, В. И. Игошин, Е.Г. Козлова, Л. Г. Лучко, С. Е. Царева.
В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы взаимосвязи логического мышления и творческого саморазвития школьников, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.
Объект исследования: процесс развития алгоритмического мышления обучающихся 7-9 лет.
Предмет исследования: приемы развития алгоритмического мышления учащихся 7-9 лет.
Цель курсовой работы – выявление возможности программирования для развития алгоритмических возможностей детей 7-9 лет.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию алгоритмического мышления обучающихся 7-9 лет.
2)проанализировать ключевые понятия исследования: «алгоритмическое мышление» и «программирование».
3) развивать алгоритмического мышления обучающихся 7-9 лет на занятиях по программированию.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования алгоритмического мышления школьников
1.1 Понятие логико-алгоритмического мышления
В настоящее время, в стране информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают на всех уровнях образования. В частности, в каждом дошкольном учреждение уделяется большое внимание образованию в научно-техническом направлении. Информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития будущего, выделенных президентом нашей страны.
И на начальной ступени образования в дошкольных учреждениях вводится курс «Алгоритмики». Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции [5, c 57].
Ю.А. Аляев, О.А. Козлов подчеркивают, что мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно. У детей с большим опытом разных активностей, таких как, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, изучение иностранных языков, частая смена обстановки, интеллектуальные игры и т.д., формируется «богатая» система навыков [1, c 102].
Приобретенный опыт формирует определенные шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях. А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, незнакомой, сложной ему ситуации.
Исследования Е.В. Ивановой показывают, что в семь лет у ребенка уже есть элементы логического мышления, но отсутствие достаточно развитого языка, логика не позволяет детям свободно выражать свои мысли и наблюдения, и делать выводы. Формирование элементов логического языка должны быть основаны на конкретном опыте логических действий, которые впоследствии получат обобщение и логические отношения и будут принимать формальный характер в виде математических формул [7, c 59].
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие логического и алгоритмического мышления следует начинать в начальной школе, но для эффективности формированию такого рода мышления следует уделять особое внимание на ранней стадии изучения информатики в средней школе.
По мнению Е. В. Седельниковой, М. А. Ковровой, мышление тем и отличает человека от других живых существ, что оно ведет не только к восприятию окружающего мира, но и к пониманию процессов, происходящих в нем. Понять – это значит постичь суть явления, вычленить самое важное во всем многообразии окружающих явлений. Процесс понимания обеспечивается мышлением. От мышления также зависит то, как будет интерпретировано то или иное явление [17].
С. Е. Царева придерживается мнения, что алгоритмическое мышление представляет собой специфический стиль мышления, предполагающий наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения [18, c 7].
Также алгоритмическое мышление представляет собой набор определенных последовательностей действий, которые, вместе с логическим и образным мышлением, увеличивают интеллектуальные способности человека и его творческий потенциал. Этот тип мышления является неотъемлемой частью научного взгляда на окружающий мир. С проявлением алгоритмического мышления в быту сталкивается каждый человек: это и навык планирования своих дел, и привычка к подробному описанию своих действий, которые будут предприняты для достижения поставленной цели. Для школьника проявлением алгоритмического мышления является усвоение алгоритмов решения математических задач, например, разбиение одной сложной задачи на несколько более простых подзадач.
Макаренков Ю. А., Столяр А. А. констатируют, что алгоритм - любые действия, предполагающие определенную последовательность в жизни людей. Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой последовательности элементов операций для решения любой из задач, или выполнение по правилам, по плану. При этом алгоритмами не являются правила и предписания, которые запрещают какое-либо действие. Например, указание «Сорить запрещено» алгоритмом не является. А вот указание «Уходя, гасите свет» вполне себе простейший алгоритм [15, c 102].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аляев, Ю.А. Алгоритмизация и языки программирования: учебно - справочное пособие [Текст] / Ю.А. Аляев, О.А. Козлов. – М.: Финансы и статистика, 2019 – 320 с.
2. Баранов, С.П., Чиркова, Н.И. Развитие логики мышления младших школьников [Текст] / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2016. - №12. - с. 22-25.
3. Батршина, Г.С. Формирование и развитие логико – алгоритмического мышления учащихся начальной школы [Текст] / Г.С. Батршина // Информатика и образование, 2020 – №9. – С. 21-23.
4. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения. / А.П. Доморяд - М.: ГИФМЛ, 2015. - 68 с.
5. Зак, А.З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет. [Текст] / А.З. Зак. - М.: НПО «Модэк», 2017. - 144 с.
6. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Приложение к журналу Инфо. - 2016. - № 3.
7. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики [Текст] /Е.В. Иванова // Начальная школа + До и после. - 2016. - №6 - с. 59-60.
8. Игошин В. И. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд., стер. - М., 2018. - 448 с.
9. Истомина Н. Б. Методика бучения математике в начальных классах.: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - 5-е изд. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
10. Козлова, Е.Г. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизированными обучающими средствами / Е.Г. Козлова // Начальная школа. - 2018. - № 2. - С.99-112.
11. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основании приемов анализа текста и вспомогательной графической модели текстовой задачи [Текст] /С.А. Козлова // Начальная школа + До и после. - 2019. - №8. - с. 13-16
12. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - 2013. - № 4. - С. 6-11.
13. Круницкий Н. А. Алгоритмы вокруг нас // Проблемы науки и технического прогресса. - М.: Наука. -2018. - 225 с.
14. Лучко Л. Г. Решение задач школьного курса информатики: учеб.-метод. пособие. - Омск: ОмГПУ, 2016. - 80 с.
15. Макаренков Ю. А., Столяр А. А. Что такое алгоритм? // Начальная школа. - Минск: Народная асвета, 2019. - 127 с.
16. Польщикова О.Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики. // Инфо - 2014. - № 5.
17. Седельникова Е. В., Коврова М. А. Формирование алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения их составлению логических задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 06 (июнь). -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2020/202021.htm.
18. Царева С. Е. Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 5-13.
19. Шелыгина О. Б. Методические приемы обучения младших школьников решению нестандартных арифметических задач. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2017. - 102 с.