Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что основной целью обучения русскому языку в средней школе является интенсивное развитие речемыслительных, умственных и творческих способностей школьника. Изучение курса морфологии в средней школе занимает важное место, поскольку полученные знания несут как общеобразовательную, так и практическую ценность. Вдобавок, овладевая знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы, учащиеся грамотно используют ресурсы родного языка в своей речевой практике.
Следует отметить, что система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Отличительной особенностью нового федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося [25].
Уникальные возможности для формирования УДД содержит изучение грамматики родного языка, в частности морфологии, так как от учащихся, усваивающих учебный материал, требуется более высокий уровень абстрагирования и обобщения, они вынуждены оперировать не конкретными языковыми элементами, а отвлеченными категориями.
Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой) способствует готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
В методике преподавания русского языка не ослабевает интерес к проблемам изучения в школе морфологии. С одной стороны, это объясняется неудовлетворенностью учителей, методистов, лингвистов практикой обучения школьников грамматике родного языка. Изучение лингвистических знаний не вызывает необходимого интереса у детей. На уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация процесса усвоения знаний: учащиеся заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. С другой стороны, грамматика обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, поскольку изучение этого раздела обеспечивает реализацию общих целей и задач школьного курса русского языка, которые заключаются в совершенствовании речевой деятельности учащихся и формировании элементарной лингвистической компетенции.
Таким образом, выявляется необходимость поиска новых и интересных средств обучения школьников морфологии. Одним из таких средств, по нашему мнению, являются романы-фентэзи. Учащиеся 5-9 классов, составляющих среднюю школу, нередко увлечены чтением нехудожественной литературы. Стоит отметить, что популярность романов-фентэзи среди школьников и подростков высока. Можно вспомнить знаменитую серию романов-фентэзи Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Поэтому проявляется особая дидактическая функция романов-фентэзи, которая обуславливает интерес учащихся и параллельное обучение морфологии.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Жанр фэнтези как ресурс формирования предметных компетенций в средних классах в области морфологии».
Цель исследования – описать возможности жанра фентэзи в формировании предметных компетенций в средних классах в области морфологии».
Объект исследования - процесс формирования предметных компетенций в области морфологии в средней школе при изучении русского языка.
Предмет исследования - жанр фентэзи как ресурс формирования предметных компетенций в средних классах в области морфологии.
Поставленные цель, объект и предмет позволили сформулировать задачи исследования:
1. Дать характеристику морфологии как раздела русского языка;
2. Описать особенности формирования предметных компетенций при изучении русского языка в средней школе;
3. Провести анализ учебника по русскому языку за 7 класс;
4. Выявить жанрово-стилистические особенности романов-фентэзи;
5. Разработать упражнения по обучению морфологии учащихся средней школы на основе романов-фентэзи.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы следующих авторов: Т.В. Булыгиной, С.А. Крылова, Е.И. Литневской, В.А. Багрянцевой, Т.В. Матвеево, В. Н. Немченко, Федеральный государственный стандарт основного общего образования, а также труды под редакцией М. Т. Баранова и Н. М. Шанского.
Методами исследования являются: синтез и анализ психолого-педагогической, методической, нормативной литературы по теме исследования; разработка технологической карты урока русского языка для 7 класса.
Теоретическая значимость исследования основана в обобщении имеющейся информации по методики обучения морфологии в средней школе. Рассмотрение систему упражнений по морфологии и использование отрывков из романов-фентэзи при постановке рассматриваемых упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного урока русского языка в 7 классе на основе использования ресурсов жанра фентэзи для преподавания морфологии в средней школе.
Работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Теоретическое обоснование проблемы изучения морфологии в средней школе
1.1 Морфология как раздел языка
В данном параграфе мы раскроем понятие «морфология», поскольку особого внимания требует осознание теоретических сведений о языке и его морфологической системе.
По определению Т. В. Матвеевой, морфология представляет собой часть грамматики, а именно: учение о грамматической стороне слова – его грамматическом значении, формообразовании и системах грамматических форм [9, с. 219].
По утверждению Т. В. Булыгиной и С. А. Крылова, морфология – это система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы [4, с. 313].
В.А. Плотникова приводит следующее определение рассматриваемого понятия: морфология это:
1) раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава); формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов;
2) принадлежащие языку системы форм изменяемых (склоняемых и спрягаемых) слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и темы грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены [20, с.243 - 244].
Главным основанием для выделения морфологии в качестве особого раздела грамматики выходит членимость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами или морфами, когда означаемое слово- формы членится на меньшие означаемые, а её означающее - на меньшие означающие. Морфология, следственно, гарантирует «поморфемное» соотнесение компонентов внутренней (содержательной) стороны словоформы с компонентами её внешней (звуковой) стороны, притом нацеленность морфологии на передачу значений именно служебными частями отличает морфологию от лексикологии (в центре внимания которой, напротив, значения) [4, с. 33].
Основным объектом морфологии является слово. Морфология исследует грамматические свойства слов и устанавливает, какими грамматическими значениями обладают те или иные слова, классы слов. Учение о форме выявляет специфику грамматических категорий у слов, относящихся к разным частям речи. Например, и существительные, и прилагательные имеют категории рода, числа и падежа. При всем том у имен существительных эти категории самостоятельны, а у имен прилагательных синтаксически обусловлены, вернее, зависят от рода, числа и падежа имени существительного, с которым сочетается данное прилагательное (ср.: большой дом, большого дома, большому дому и т. п.; большая комната; большое здание; большие дома и т. п.) [17, с. 78].
В вопросы морфологии входит объяснение круга слов, обладающих той или иной грамматической категорией. Грамматические категории или наполняют всю лексическую базу определенной части речи, или распространяются только на основной массив принадлежащих ей слов. Морфология констатирует структуру грамматических форм различных типов слов, выявляет правила изменения слов, распределяет слова по типам склонения и спряжения. Поэтому ее важнейшей задачей выступает выявление и описание специфики функционирования грамматических категорий в лексике различных частей речи.
Учение о частях речи равным образом укладывается в морфологию. Оно рассматривает семантические и формальные стороны слов различных разрядов, устанавливает систему частей речи, определяет круг слов каждой части речи, выявляет закономерности взаимодействия частей речи разрабатывает критерии и правила классификации слов по частям речи. Кроме всего прочего, изучает лексико-грамматические особенности слов каждой части речи [17, с. 79].
Следует отметить, что некоторые лингвисты отдельное место в морфологии как разделе языкознания, отводят изучению частей речи с принадлежащими им грамматическими категориями [5]. Языковеды полагают, что предметом морфологии предстают грамматические классы и разряды слов, принадлежащие им грамматические категории и те системы форм (парадигмы), в которых эти категории существуют и проявляются. Уверяется, что центральное содержание морфологии составляет изучение частей речи, их образования, типов, изменения. Потому как морфология языка это прежде всего «совокупность и система частей речи.
Таким образом, подводя итоги данной части исследования, впору прийти к заключению: морфология представляет собой, во-первых, принадлежащие языку системы форм изменяемых (склоняемых и спрягаемых) слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; во-вторых, раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава); формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.
1.2 Особенности формирования предметных компетенций при обучении русскому языку в средней школе
В монографии Л. А. Тростенцовой «Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект)» рассмотрена проблема изучения морфологии русского языка в средней общеобразовательной школе. «Морфология — традиционный раздел школьного курса русского языка, — пишет автор. — Методика изучения морфологии имеет несравненно более длительную историю, чем, например, методика лексики, стилистики. Этим можно объяснить отсутствие в 1960– 80-е гг. новых книг по морфологии» [23, c. 25]. Исследование Л. А. Тростенцовой предназначено для совершенствования процесса формирования речевых и орфографических умений и навыков школьников, преодоления фрагментарности грамматических знаний и развития логического мышления учащихся. Особое внимание уделяется методике изучения морфологии, которая рассматривается автором как целенаправленный процесс обучения русскому языку.
При этом опорой для исследования морфологии явилась психологическая теория развивающего обучения В. В. Давыдова. «Согласно этой теории, система изучения морфологии построена на основе двух исходных понятий наиболее широкого объема, обобщенных морфологических понятий («части речи», «морфологические признаки частей речи»), внесены изменения в структуру курса, уточнены морфологические умения и навыки, предложены приемы изучения» [23, c. 29].
По утверждению Е. И. Литневской и В. А. Багрянцевой, цели изучения морфологии в школьном курсе русского языка таковы:
1) дать представление о частях речи как результате классификации слов с учетом определенных признаков;
2) дать представление о частях речи как о лексико-грамматических классах слов;
3) дать представление о системе частей речи в русском языке;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батурин Д. А. Мифологичность фэнтези в современном мире // Традиционная и техногенная цивилизация : проблемы взаимодействия : материалы научно-практической конференции. 2010. С. 28-31.
2. Беренкова В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-fentezi-kak-obekt-lingvisticheskogo-issledovaniya (дата обращения: 17.12.2021).
3. Близнец И. В. К проблеме определения жанра фэнтези в современном искусстве // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. 2011. № 1(15). С. 62-67.
4. Булыгина Т. В. Морфология // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
5. Быстрова Е. А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004.
6. Гоголева С. А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. 2007. № 3. С. 166.
7. Кулакова О. К. Авторское миротворчество в жанре фэнтези// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 1 (9). С. 189-194.
8. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высших учебных. М.: Академический проект, 2006. 590 с.
9. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-н/Д: Феникс, 2010. 562 с.
10. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
11. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
12. Методика русского языка в средней школе / Под ред. А.В. Текучева. М.: Просвещение, 1980. 420 с.
13. Мисник М. Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов: Автореф. дис. канд. фил. наук: 10.02.04 / ИГЛУ. Иркутск, 2006. 20 с.
14. Мкртчян Т. Ю., Пустоветова А. О. Особенности жанра фэнтези [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64388 (дата обращения: 16.12.2021).
15. Морфология современного русского языка : учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И. Богданов, В.Б. Евтюхин, Ю.П. Князев и др. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 634 с.
16. Нелина Г. А. Аспекты преподавания русского языка в современной школе: методические рекомендации: Г.А. Нелина. Николаев: ОИП-ПО. 2011. 76 с.
17. Немченко В. Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. 703 с.
18. Озерская В. Г. Изучение морфологии на синтаксической основе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
19. Питерская Т. И. Сборник основных правил морфологии школьного курса русского языка: справочное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2008.
20. Плотникова В. А. Морфология. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. С. 243-246.
21. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2011. 111 с.
22. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Под ред. Н. М. Шанского. 25-е изд. М.: Просвещение, 2003
23. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект): монография. М.: Просвещение, 1990.
24. Ушакова Л. И. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка (с элементами программирования). - Белгород, 2000. 88 с.
25. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5 – 9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D1%8B/938 (дата обращения: 16.12.2021).
26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.
27. Яковенко О. К. Жанровые особенности фэнтези // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2008. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-fentezi-na-osnove-analiza-slovarnyh-definitsiy-fentezi-i-nauchnoy-fantastiki (дата обращения: 17.12.2021).
28. Сапковский А. Сага о Ведьмаке. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=536650&p=5 (дата обращения 18.12.2021).