Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Анализ предложенного отрывка
Анализируемый отрывок – фрагмент из трагедии Жана Расина «Федр» (акт пятый, феномен шестой).
Жан Расин – великолепный французский драматург XVII века. Вклад Расина в развитие французского национального театра учитывают все исследователи европейского театра в Европе. Как ему удалось достичь таких высот в драме, рассказывает его биография. Как говорится, «ничто не предвещало». Родился Жан Расин в семье чиновника графстве Валуа. Рано осиротел и был отправлен в монастырь Порт-Рояль. Воспитание Расина было традиционным, религиозным. Главная идея монастырского воспитания заключалась в том, что сам человек не может преодолеть человеческую слабость и греховность, ему это не дано. Победить слабость можно только при поддержке свыше. Под влиянием янсенизма Расин, как и другие сторонники янсенизма, считал, что свобода выбора для человека не имеет решающего значения. И эта мысль ощущается в его произведениях. Расина в общении с янсенистами привлекало еще и то, что многие из них были представителями высшего аристократического круга. Расина привлекала возможность попасть в этот круг общества, Драматург завязал дружбу с этими людьми, что впоследствии помогло ему в жизни. Янсенизм был религиозным философским течением, что не противоречило тому воспитанию, которое драматург получил в детстве в монастыре. В янсенизме привлекало то, что его создатель голландский богослов Корнелий Янсений выступал с критическими замечаниями по отношению к некоторым догмам католицизма. Спасение души, предопределение, благодать – центральные идеи янсенизма. Для преодоления слабости и греховности человеческой натуры, конечно, нужна поддержка свыше. Но даже при поддержке свыше человек обязан осознать свои проблемы, бороться с ними, стремиться к добродетели и нравственной чистоте. Таким образом, смирение перед неисповедимым божественным промыслом, перед благодатью сливается с необходимостью внутренней нравственной борьбы с пороком и страстями. И эта борьба направляется анализирующей силой разума.
Колледж не принес каких-то изменений в жизненных планах юного Расина. В 20 лет жизненные планы Расина оставались неясными. В положении «бедного родственника» сложно было планировать даже скромную карьеру провинциального чиновника. Но у молодого человека уже сформировался еще со времен школы интерес к литературе. Написанные еще тогда стихи на латыни и французском. Его достижением на этой стезе стала придворная ода «Нимфа Сены», за которую ему была назначена пенсия от Людовика XIV.
Исследователи творчества Расина иногда пишут, что он пришел в литературу в неблагоприятное время для написания трагедий, но он пишет трагедию. Драматург создал не одно произведение, основанное на сюжете из древности, и этот сюжет – трагедийный. Вершиной творчества Расина как создателя трагедий является «Федра». Таким было мнение современников и критиков. Драматург начал свою работу над трагедией в октябре 1676 года, и уже 1 января 1677 года ее показали на сцене Hôtel de Bourgogne - старейшего парижского театра Phaedra et Hippolyte. Название «Федра» появляется не сразу, только в 1687 году. По мнению Буало, Расин был «самым образцовым поэтом классицизма». Он полностью воспринял каноны классицизма, это триединство, и литературоведы утверждают, что Расин никогда не нарушал их. Однако вдумчивый анализ показывает, что это не так. Расин создал новый жанр классической трагедии, Это была любовно-психологическая трагедия, которая показывала мучительное состояние человека, борющегося со своими страстями ради выполнения долга. Долг - долг нравственный, подчинение высокой морали.
Интересные Расину исторические темы и сюжеты античной мифологии предполагали написание автором трагедий, поэтому он писал трагедии, а не комедии, как Корнель. Пьер Корнель был восхищен тем, что создавал Расин, и при этом чувствовал желание соревноваться с ним. Соперничество с Корнелем проявляется и в более позднем юношеском произведении Расина «Александр Великий» (1665). Здесь он обращается к историко-политическому сюжету, к теме идеального правителя, но и такой популярной теме в очередной раз проявляется оригинальный стиль драматурга.
Зрелость Расина как драматурга полностью раскрылась в его трагедии «Андромаха» (1667). В ней очень четко обозначились основные черты жанрового стиля, приверженность автора классицизму. Именно поэтому Расин предпочитает греческие исторические и мифологические сюжеты римским, считая их более яркими и значимыми для написания своих пьес. Но, тем не менее, и римские сюжеты тоже будут показаны в его пьесах.
Однако классицизм незаметно для самого Расина стал тесен для автора, и у него в произведениях появляются неожиданные герои. В предисловии к «Андромахе» Расин заявляет о необходимости появления «среднего героя» - ни полностью плохого, ни полностью хорошего. Он превращает идеальную «героическую личность» корнелевского типа в тип естественного в классическом понимании противоречивого и трагического героя.