Фрагмент для ознакомления
2
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека [44, с. 15].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены главные задачи познавательного развития: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности[44].
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека. Познавательный интерес в трудах многих психологов и педагогов изучен достаточно тщательно.
Вопросам познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.Н. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Запорожец, А.Г. Макаренко, Н.В. Рубинштейн,Г.И.Щукина, Д.Б. Эльконин[1; 6;11; 14; 21; 39; 48; 50].
Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение.
Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса и любознательности в процессе учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса и любознательности у детей дошкольного возраста в учебной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование познавательных интересов и любознательности в процессе учебной деятельности в дошкольном возрасте
1. Проанализировать понятие «познавательный интерес», любознательность» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности проявления познавательного интереса и любознательности у детей в старшем дошкольном возрасте.
5. Выявить уровень развития познавательного интереса и любознательности у детей дошкольного возраста.
6. Разработать методические рекомендации по формированию познавательного интереса и любознательности у детей дошкольного возраста
База исследования: МДОУ – Детский сад №40/288 «Капитошка».
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение; изучение педагогического опыта.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирование познавательных интересов и любознательности в процессе учебной деятельности в дошкольном возрасте
1.1 Анализ понятия «познавательный интерес», «любознательность» в психолого-педагогической литературе
Обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина для действий, ощущаемая человеком как особо важная, он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Его можно рассмотреть как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
А.Г. Волостникова считает, что «интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности»[12].
Исследования многих ученых, таких как Б.Г. Ананьев [1], Л.Н. Божович[6], Л.А. Венгер[11], Л.С. Выготский [14], А.Г. Запорожец [21] показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи.
В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса.
Н.Ф. Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека» [18].
Л.С. Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности [39].
Д. Фрейд писал, что познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка [45].
Н.Г. Морозова считала: познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему его миру [34].
А.Г. Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально-жизненного значения и эмоциональной обольстительностью [23].
На сегодняшний день в исследованиях представлены различные точки зрения на проблемы формирования познавательного интереса.
Н.К. Постникова рассматривает интерес, как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного [37].
Интерес в данном случае предстает как совокупность проявлений активности, (в числе показателей активности выделяют, например, количество задаваемых ребенком вопросов) однако такой подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим собственно механизма возникновения интереса [37].
В исследованиях А. Валлона познавательный интерес рассматривается как эмоциональное отношение к предмету познания. Одним из первых объектов познания ребенка дошкольного возраста является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком дошкольного возраста и во многом определяет процесс его социализации[10].
Л.И. Божович[7], Л.С. Выготский [14] считали, что развитие познавательного интереса у дошкольников из-за превосходства особых форм активности и положительного эмоционального состояния возникает из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его возникает в деятельности (Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [28], С.Л. Рубинштейн
и др.). Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании
свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, непосредственным образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес.
А.Н. Леонтьев отмечал, что познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность (изменения, усложнения целей, определение в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскивание других необходимых способов и внесение в них творческого начала) [28].
Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И.В. Метельский определяет интерес следующим образом: «Интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [33].
Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей [25].
Г.И. Щукина, занимавшаяся изучением познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами человека, занимает главное место в структуре характера личности». В ее представлении, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к устойчивому, глубинному [48].
Б.П. Есипов утверждал, что познавательный интерес – неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях [19].
Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого, исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. В частности, Г.И. Щукина определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями [49].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы /Б.Г. Ананьев – Москва.: Педагогика, 1996. – 268 с.
2. Белоус, Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни /Н.Г. Белоус //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвузовский сборник научных трудов - Уфа, 2005, с. 9-15.
3. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.
4. Беляев, М. Ф. Основные положения психологии интереса /М.Ф. Беляев – Москва.: Педагогика, 1997. - 208 с.
5. Березина, Р.Л. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к математическим знаниям /Р.Л. Березина, Е.Е. Шуклена//
6. Использование игровых методов при формировании элементарных математических представлений: Материалы конференции работников дошкольного образования. – Воронеж, 2010. С. 35 – 40. 8.
7. Вахрушева, Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: автореферат канд. пед. наук: 13.00.02 /Л.Н. Вахрушева.- Москва., 1997. studentlib.com›dissertacii-po-pedagogike.html
8. Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 18-27.
9. Гавриш, Н.В. Особенности познавательной деятельности в дошкольном детстве /Н.В. Гавриш - М.: Эксмо, 2014. – 95 с.
10. Кашубо, Н.И. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста: автореферат канд. пед. наук /Н.И. Кашубо, М., 2003.studentlib.com›dissertacii-po-pedagogike.html
11. Маневцова, Л.М. О развитии познавательного интереса детей /Л.М. Маневцова – Санкт-Петербург.: Академия, 2005. – 160 с.
12. Матюшкин, А. И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.И. Матюшкин – Москва.: Педагогика, 1982. - 209с.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова - Москва.: Просвещение, 1997. – 206 с.
14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова - Москва.: Знание, 1998. – 165 с.
15. Петку, Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств: автореферат канд. пед наук/Г.П. Петку - Москва. 2005.studentlib.com›dissertacii-po-pedagogike.html
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
17. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования /Е. С. Полат. – Москва.: АРКТИ, 2017. – 234 с.
19. Постникова, Н. К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе трудового воспитания /Н.К. Постникова – Москва.: Педагогика, 1999. – 205 с. 56. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии/С.Л. Рубинштейн – Москва.: Просвещение, 1983. – 260 с.
20. Семенова, М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: Автореферат дис. ... канд. пед. наук /М.Л. Семенова - Челябинск, 2006. – 15 с.
21. Сидорук, Г.Н. Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию: Автореферат дис. ... канд. пед. наук /Г.Н. Сидорук – Москва., 2010. – 25 с.
22. Славина, Л.С. Развитие мотивации и интереса к учебе у детей /Л.С. Славина – Москва. Педагогика, 1999. – 264 с.
23. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности дошкольников /Н.Ф. Талызина - Москва.: Детство-Пресс, 2011. – 284 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа http://academy-prof.ru/blog/fgosdoshkolnogo-obrazovanija-2016.
25. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании /Т.В. Хабарова – Москва.: Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС»,2016. – 138 с. 68. Чулкова, А. В. Разработка инновационных образовательных проектов: Уч.-метод. пособие /А.В. Чулкова - Волгоград: Перемена, 2017. - 88с.
26. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника /Г.И. Щукина - Москва.: Педагогика, 1986 – 235 с.
27. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина - Москва.: Педагогика, 1990. – 265 с