Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема укрепления и сохранения здоровья в нашей стране становится все более значимой и ведущая роль в решении этой проблемы отводится физической культуре, как важному элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, направленными на укрепление здоровья будущего поколения и формирование здорового образа жизни, повышается роль совершенствования физического воспитания в учреждениях образования, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья средствами физической культуры, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных особенностей[17].
В современный период всестороннее развитие подрастающего поколения и его нравственное обогащение стало жизненно важным фактором, поскольку в условиях глобализации дело подготовки всесторонне развитых граждан для общества, укрепление их здоровья, приобретение ими при этом высоких морально-нравственных качеств и силы воли имеет определяющее значение. Все это должно реализоваться через преподавание необходимых предметов, начиная с начальной школы. Дисциплина «Физическое культура» имеет огромное значение в привитии этих качеств. В связи с этим оптимизация уроков физического воспитания является приоритетной [2].
Многие педагоги общеобразовательных учреждений, не могут отойти от традиционной системы образования. В современной системе образования важно оптимизировать систему уроков для получения наилучших результатов обучения, а также приоритет остается за укреплением и сохранением здоровья учащихся [11].
Решение данной проблемы составляет цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты оптимизации урока «Физическая культура» в рамках реализации ФГОС в начальных классах .
Объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся начальных классов .
Предмет исследования – оптимальные методы на уроках физической культуры .
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть физическое развитие детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать структуру уроков по физической культуре в начальных классах в соответствии с ФГОС.
3. Организовать практическую работу.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение.
База исследования: МОУ Яхромская СОШ №1
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты оптимизации уроков по дисциплине «Физическая культура» в начальных классах
1.1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Сферой развития социальной деятельности, которая направлена на процесс сохранения и укрепления здоровья является физическая культура.
Во время учебного процесса двигательная активность младших школьников не только не увеличивается все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям, в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья, оптимальный объем суточной двигательной деятельности [15].
Особое внимание следует уделять осанке младшего школьника.
Понятие осанка трактуется как привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Одной из обязательных черт гармонически развитого человека является правильная осанка. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки [16].
Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.
Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника [27].
Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и легко может изменяться под действием позитивных или негативных факторов.
При правильной осанке все части тела расположены симметрично, относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной плоскости, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алхасов, Д. С. Методика обучения физической культуре в начальной школе. В 2 ч. / Д. С. Алхасов.- 2-е изд. - М. : Просвещение, 2017.
2. Архипова, Л. А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013 264 с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
4. Ашмарин, Б.А. Воспитание физических качеств // Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. Институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина; - М.: Просвещение, 2011 - с. 152-154;
5. Берговина, М.Л. Средства и методы обучения [Текст]:/ М.Л. Берговина. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. Ун-та, 2011. — 112 с.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / А.А. Васильков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.: ил.
7. Виленская, Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2009 - № 5 - С. 18-22.
8. Вдовиков, А.А. Структура современного урока физкультуры в начальных классах, условия его эффективности и специфики организации // Совушка. 2021. №2 (24).
9.Воронина, Г. А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста // Физическая культура в школе. - 2009 – № 8 - С. 27-29.
10.Гендин, А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 1989 - 216 с.
11.Готовцев, Е. В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный спорт. Лапта : учеб, пособие для СПО / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. - 2-е изд., перераб. и доп., 2018.
12. Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 142-144. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 21.12.2021).
13. Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств [Текст]: методические рекомендации для студентов гуманитарных вузов / Сост.: И.В. Лосева, Г.Ю. Голубев, И.А. Герасимова, А.В. Пудов. - Волгоград: ВолГУ, 2002. - 28 с.
14. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста [Текст]: Метод. пособие. - М.: Изд-во ЦН ЭНАС, 2013. - 200 с.;
15. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2011. - 464с.;
16. Лях, В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /В. И. Лях. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2021 - 175 с.
17.Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
18. Макаров, Н. А. Лекции по курсу физического воспитания /
Н. А. Макаров, А. А. Степанов. – Москва, 2010. – 200 с.
19. Методика преподавания физической культуры [Текст] / Сост. А.А. Кожемов и А.Н. Коноплева. - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 2005. - 108 с.
20.Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
21.Новосельский, В. Ф. Физическое воспитание: учебное пособие для
студентов / В. Ф. Новосельский. – Москва, 2011. – 109 с.
22. Раджапов, У. Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–4 классах школы / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов. -Текст : непосредственный // Образование и воспитание. -2017. - № 1 (11). - С. 33-36. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 17.12.2021).
23.Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
24.Селуянов, В. Н. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре : учебное пособие / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков,
И. П. Космина. – Москва : СпортАкадемПресс, 2014. – 184 с.
25. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2016. - 368 с.
26.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
27. Хлебников В. А. Физиологические особенности осанки и её роль в развитии здорового школьника // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1272-fiziologicheskie-osobennosti-osanki
28. Ярлыкова, О.В. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1. - С. 92-95.