Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе происходит стремительное развитие информационных технологий. Они способствуют активному включению людей в процесс познания внешнего мира, создают новые условия для коммуникации. Благодаря цифровизации, становится возможным поиск информации, который ранее не был доступным многим категориям населения.
Сфера образования стала одной из тех сфер, которую в значительной степени затронули процессы цифровизации. В настоящее время школа пришла к тому, что для дальнейшего прогресса в образовании важно создание эффективной цифровой среды. Использование информационных технологий в настоящее время способствует развитию у детей познавательного интереса к процессу обучения, позволяет находить новые возможности для самостоятельной деятельности детей, что положительно отражается на развитии их творческих и интеллектуальных способностей.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. В связи с этим цифровизация школьного образования является одним из приоритетных направлений в современной педагогики, поскольку этот процесс отвечает актуальному общественному запросу.
В соответствии с необходимостью обновлений, связанных с цифровизацией, к педагогам предъявляют ряд требований, которые вызваны необходимостью овладения новыми компетенциями в сфере информационных технологий. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий. Однако не всегда на практике педагоги готовы к освоению информационных технологий. В связи с этим может возникнуть ряд проблем, так как на современных детей существенное влияние оказывают процессы цифровизации.
Объект исследования – цифровая образовательная среда
Предмет исследования – формирование готовности педагогов к работе в современными детьми цифрового поколения.
Цель исследования – провести исследование готовности педагогов к работе с современными детьми цифрового поколения.
Задачи исследования:
1. Провести обзор использования цифровых технологий в сфере образования
2. Рассмотреть актуальные педагогические методы в использовании цифровых технологий в работе со школьниками.
3. Провести диагностику готовности педагогов школы к работе в цифровой образовательной среде
4. Разработать рекомендации для педагогов, работающих с современными детьми цифрового поколения.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение имеющейся информации по данной теме; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в создании комплекса мероприятий по формированию навыков владения цифровыми технологиями у педагогов школьной образовательной организации.
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности педагогов к работе с современными детьми цифрового поколения
1.1. Цифровизация в среднем образовании на современном этапе
Пандемия COVID-19 заставила всех по-другому посмотреть на трансформацию образования, особенно на новый формат – дистанционный. Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ провела опрос участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО), который показал, что 80% проектов перешли в онлайн. 9% стартапов внесли изменения в свою операционную деятельность. Кто-то пошёл на крайние меры: 9% полностью остановили деятельность. 2%, наоборот, полностью обновили стратегию проекта, добавили доставку, разделили потоки людей и снизили ожидания к результату.
С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения РФ ввело эксперимент в средних учебных заведениях и в ВУЗах по апробированию цифровой образовательной среды. Он стартовал в нескольких регионах, в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». Многие восприняли это как переход от традиционного школьного обучения к полностью дистанционному. Родители в разных городах подписывали петиции и выходили с пикетами. Многие не понимали разницы между понятиями «цифровое» и «дистанционное» обучение.
Целевая модель цифровой образовательной среды — это не дистанционное образование. Благодаря внедрению «Цифровой образовательной среды», а также запуску проекта «Современная школа», образовательные учреждения будут включать следующие элементы:
• материально-техническое обеспечение школ. В образовательных учреждениях будет современное оборудование, и подключен высокоскоростной интернет.
• Платформа для хранения документов. Электронные дневники и журналы не новые для учеников элементы образовательного процесса, однако, сейчас речь идет о полном переводе всех документов в онлайн-формат. Административные процессы перейдут в онлайн формат и бумажные документы заменят электронными, это сэкономит время и упростит отчетность.
• Доступ к электронным библиотекам, образовательным сайтам и сервисам знаний по разным учебным предметам.
• Уроки онлайн и оперативная связь с учителями и одноклассниками. Это подходит ученикам, которые много болеют или по другим причинам не могут быть в школе. Кроме того, система будет полезна на случай карантинов из-за сезонного гриппа.
• Учет достижений учащихся.
• Создание индивидуального цифрового портфолио для каждого. Там будут результаты участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.
• Образовательные сервисы с видеоуроками и научным пособиями. Обмен знаниями с лучшими школами и педагогами страны.
• Платформа для онлайн-трансляций и мониторинга образовательного процесса в школах и университетах.
• Объединение с государственными сервисами и ресурсами. Ответы на вопросы питания, расписания и льгот можно будет найти в одном месте .
С каждым годом мы все больше узнаем о новых цифровых инструментах и сервисах. Рынок интернет технологий прогрессирует очень высокими темпами. Многие школы не успевают за ним. Цифровая образовательная среда образовательной организации должна включать в себя:
• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
• совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, оборудование, коммуникационные каналы;
• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение для работы в ЦОС.
При анализе отмеченных выше требований ФГОС возникла необходимость поиска новых форм, средств и методов, способствующих успешному внедрению информационных технологий в образование .
Так, на сегодняшний день цифровые технологии, которые активно охватывают различные сферы жизни, наметили новые коррективы в системе школьного образования, что предоставило новые возможности и пути для осуществления обучающей деятельности. Под цифровыми технологиями подразумевают не только необходимое компьютерное оборудование. но и современные информационные ресурсы в виде программного обеспечения. Говоря об информационно-коммуникационных технологиях, подразумевают все средства коммуникации, которые могут быть использованы в образовательном процессе: компьютер, современные гаджеты, TV и другие устройства.
Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий на протяжении длительного времени вызывает множество споров и дискуссий. Передовые педагоги и исследователи в области педагогики и психологии видят в цифровой образовательной среде как позитивные, так и негативные стороны. При рассмотрении негативного воздействия информационных технологий на процесс обучения, как правило, используются доводы к тому, что чрезмерное увлечение гаджетами ведёт к снижению двигательной активности школьников, что может привести к гиподинамии и к сопутствующим проблемам со здоровьем (ожирение, заболевания нервной системы, сосудов). Помимо этого, противники ИКТ в школьном образовании указывают на появление интернет-зависимости, которая создаёт множество опасностей для подрастающего поколения. Также следует принимать во внимание, что при использовании цифровых технологий существует опасность информационных угроз для детей, которые представлены в интернете (призыв к суициду, к насилию, к асоциальному образу жизни) .
Однако, рассматривая вышеперечисленные негативные аспекты при использовании цифровых технологий в образовании, можно сделать вывод о том, что все эти угрозы могут быть предотвращены, если образовательный процесс, предполагающий обращение к информационным технологиям, будет продуманным и систематизированным.
Использование цифровых технологий предоставило педагогам широкие возможности для повышения образовательного потенциала. В первую очередь следует отметить, что это позволило педагогам продумывать и создавать новые методические материалы. Так, большинство современных педагогов применяют слайдовые презентации в процессе обучения. Также нередко стали использоваться различные web-квесты, электронные дидактические игры, компьютерное тестирование и т.п.
Согласно исследованиям специалистов, существуют различные критерии оценки эффективности информационных технологий в образовательном процессе. В рамках данного исследования были проанализированы основные среди них.
Согласно исследованиям И.В. Роберта, при использовании информационных технологий в обучении необходимо придерживаться целевого подхода. При этом в настоящее время среди основных целей применения ИКТ следует выделить:
1. Повышение интенсивности на всех уровнях образовательного процесса при использовании высокотехнологичного компьютерного оборудования:
- рост качества образования и его эффективности;
- увеличение интереса и активности со стороны учащихся;
- широкие возможности для реализации метапредметных связей;
- облегчение доступа к необходимой для обучения информации, снижение времени информационного поиска .
2. Личностное развитие учащихся. Их адаптация к новым общественным условиям:
- всестороннее развитие мыслительных возможностей;
- предоставление новых возможностей для развития коммуникативных умений;
- развитие умений ориентироваться в сложившейся ситуации и поиска нужного решения;
- формирование эстетического вкуса посредством приобщения к новым видам компьютерной графики;
- развитие информационной культуры школьников;
- развитие навыков моделирования;
- развитие исследовательских умений учащихся .
3. Действия, направленные на реализацию социального заказа современного общества:
- формирование личности, обладающей информационной компетентностью;
- формирование уверенного пользователя ИКТ;
- реализация профориентационного направления в обучении в сфере ИКТ.
В.А. Ефимушкин наряду с вышеперечисленными целями добавляет следующую цель: совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности:
- расширение возможностей информационно-методической поддержки как педагогов, так и учащихся;
- появление новых возможностей для конструктивных коммуникаций;
- возможности непрерывного образования, самообразования и повышения квалификации независимо от территориально-географических условий;
- возможности создания единой информационно-образовательной среды при использовании компьютерных технологий на разных уровнях (глобальном, корпоративном, локальном) .
Также выявлены следующие преимущества занятий с использованием ИКТ перед занятиями, построенными в соответствии с традиционной структурой:
- существенное расширение возможностей подачи учебной информации. Так, во многих случаях использование цветовой графики, мультимедиа представляет возможность создания наглядности в процессе обучения (например, при изучении развития жизни на Земле в процессе эволюции).
- существенные возможности для повышения учебной мотивации. Это повышение происходит вследствие того, что работа с различными видами цифровых технологий является интересной для детей.
- Новые возможности для повышения личностного потенциала учащихся: развитие их способностей и качеств личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
3. Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
4. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А.Антонова, Е.В.Оспенникова, Е.В.Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37
5. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127
6. Ващенко А.А. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг как необходимое условие повышения качества образования. ФЭС: финансы. Экономика. 2015. - №10. - с. 16- 21
7. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А.А. Вербицкий. – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
8. Ефимушкин В.А. Вопросы инфокоммуникационного обеспечения цифровой экономики. Электросвязь. - 2017. - № 10, с. 83-88
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский Центр «Академия». – 2016. – 192 с.
10. Капарова Ж.О. Оказание образовательных услуг в РФ. Экономика и социум 2018 - №5 - c. 572-578
11. Курылева, Т.С. Совершенствование ИКТ-компетенций будущего учителя средствами цифровой образовательной среды. – Казань, 2021. – 87 с.
12. Ляшко Г.М. Информационные технологии как инструмент инновационного развития образования. Экономика знаний: теория и практика. - 2019 - №2 (10) - стр. 179-194
13. СанПиН 2.2.2_2.4.1340-03 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЭВМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ.pdf (imc-mosk.ru)
14. Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2020 г.) / [отв.за вып. Е.Н. Ялунина ; отв. ред. М.В. Чудиновских] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УрО ВЭО России, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 221 с.
15. Яницкий, М.С. Психологические аспекты цифрового образования /М.С.Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С.38-44.