Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие научно-технического прогресса неразрывно ведет к росту различных зависимостей человека. Негативное влияние стрессовых ситуаций, психоэмоциональная депривация и другие факторы порождают желание отойти от проблем реального мира, изменив собственное сознание.
Поведение, которое отклоняется от нормы, всегда было предметом пристального внимания со стороны специалистов в области психологии, медицины, педагогики, социологии и правоохранительных органов. Особой подгруппой такого поведения является аддиктивное поведение личности.
Компьютеры стали реальностью нашей жизни. Они все чаще берут на себя функции человека, расширяя его кругозор и создавая условия для формирования зависимости. С одной стороны, компьютер позволяет собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой стороны, он предоставляет беспрецедентные возможности, позволяя реализовать в виртуальном пространстве то, что никогда не будет возможно пережить в реальности. В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком в мире в той форме, которую придумывает сам. И тогда заманчиво изменить повседневную реальность, требующую ежедневной борьбы, на виртуальное существование и виртуальное общение. Настоящие любители компьютерных игр готовы играть по 30-50 часов в неделю, ежедневно посвящая игре до 14-18 часов. Конечно, такое длительное пребывание в виртуальной реальности меняет состояние человека.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что в наше время существует большой риск того, что компьютерные игры и сетевое общение повлияют на психическое здоровье детей. Кроме того, недостаточны теоретические и практические аспекты создания психологических условий для профилактики игровой зависимости у детей. Таким образом, очевидно, что была выражена практическая необходимость решения проблемы игровой зависимости, создания и утверждения разработок, направленных на предотвращение этого типа зависимости. Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
Зависимость от компьютера стала довольно распространенной в наше время. Это также является неотъемлемой частью технического прогресса.
Цель: рассмотреть личностные особенности подростков, склонных к кибераддикции.
Предмет исследования – профилактика кибераддикции у подростков.
Объект: коммуникативная сфера подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: у подростков склонных к кибераддикции ей по сравнению с их сверстниками обнаруживается сравнительно низкий уровень общительности, более выражены агрессия и негативные коммуникативные установки.
Практическая значимость заключается в составлении программы профилактики кибераддикции у подростков.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, спика литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К КИБЕРАДДИКЦИИ
1.1. Анализ понятия «кибераддикция»
На стыке двадцатого и двадцать первого веков наука и практика - аддиктология-сформировались как независимая отрасль науки и практики. Она изучает причины и механизмы формирования зависимостей, ее предшественниками стали одновременно несколько наук, таких как психология, социология, медицина.
Зависимость (от английского «зависимость») - это состояние зависимости, которое развивается в результате зависимости.
Желание человека спрятаться от трудной для его восприятия реальности может привести к формированию привыкающего поведения.
Киберпредставленность относится к группе нехимических зависимостей и является частью более широкого термина «компьютерная зависимость», который включает в себя большое количество проблем с привыканием и импульсным контролем. Компьютерная зависимость - это психологическая зависимость от виртуальной среды, создаваемой электронными, цифровыми, компьютерными и интернет-технологиями [45, с.141].
Термин «компьютерная зависимость» (от англ. «компьютерная зависимость») означает болезненную зависимость человека от компьютерной деятельности. Это может быть работа, игры, общение в социальных сетях и многое другое.
Другими словами, кибераддикция (или зависимость от компьютерных игр) - это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Зависимость от азартных игр была впервые описана Иваном Голдбергом в 1995 году. Первоначально ученый не хотел включать это расстройство в официальные психиатрические стандарты, но интерпретация, предложенная врачом, была первой интерпретацией игровой зависимости, основанной на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Он был одним из первых, кто заметил некоторое сходство между азартными играми и наркоманией.
По словам Е.П. Белинской, зависимость от азартных игр - это термин, встречающийся в исследовательской литературе, который фиксирует феномен патологического влечения к азартным играм, благодаря которому происходит подмена, имитация реальных жизненных потребностей и результатов [7, с.268].
Т.В. Коваль определяет игровую зависимость как форму психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, подчинении своему выбору ложной внешней цели – достижению прогресса в виртуальной реальности [22, с.43].
Основываясь на этих определениях, мы можем сформулировать определение игровой зависимости в контексте нашего исследования. Таким образом, игровая зависимость-это форма психологической зависимости, которая проявляется в патологическом влечении к компьютерным играм с целью замены реальных жизненных потребностей и продвижения в игре.
А.Е. Войскунский считал, что наиболее важным критерием, лежащим в основе игровой зависимости, является появление принципиально новых переживаний реальности (состояний искусственной реальности). Он также рассматривал отсутствие физических, моральных и социальных ограничений как основное различие между игровой реальностью и материальной реальностью. В этом отношении игровая реальность представляет собой упрощенную модель реальности [11, с.65].
С.А. Шапкин считает, что пристрастие к компьютерным играм - это скорее своего рода человеческое занятие, а определенный склад личности. В реальной жизни у геймеров возникают серьезные проблемы с общением с другими, эти люди не уверены в себе, имеют низкую самооценку, для них переход на виртуальную реальность-это простой способ решить проблему. Еще одной возможной причиной С.А. Шапкин называл непереносимую, неблагоприятную обстановку в семье, на работе, в учебе, которая тоже ведет к тому, что человек сбегает от реальности в игру [49, с.47].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности. – Новосибирск, 2018. – 190 с.
2. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - СПб.: Речь, 2008. – 282 с.
3. Алексеевец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестник. - 2021. - № 5. - С. 185.
4. Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
5. Асмолов А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности // Мир психологии. 2020. - №1. - С. 179.
6. Ахрямкина Т.А. Зависимое поведение: теория и практика. - Самара: СФ МГПУ, 2018. - 96 с.
7. Белинская Е.П. Интернет-зависимость: аддиктивные формы поведения // Народное образование. - 2019. - № 7. - С. 268.
8. Бенедиктова А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 5. - С. 228.
9. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 120с.
10. Васильева И.Л. Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых в юношеском возрасте. – Уфа: ВЭГУ, 2020. – 72 с.
11. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2020. 439 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2018 - 512 с.
13. Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости // Вестник психотерапии. – 2017 - N25 (30). - С.68.
14. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2017. – 188 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей Метод сказкотерапии. - СПб., - 2018. – 184 с.
16. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2017. - 288 с.
17. Зорин К.В. «Одержимые». ЗАВИСИМОСТЬ: компьютерная, игровая, никотиновая... – М.: Русский Хронографъ, 2018. – 256 с.
18. Ивлева А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте (социально-психологические аспекты): учебно- методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. – 94 с.
19. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин и др. – М.: Арсенал образования, 2020. – 136 с.
20. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред. - сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2019. – 279 с.
21. Кле М. Психология подростка – М., 2014. – 284 с.
22. Коваль Т.В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости. - М.: Академия, 2019. - 471с.
23. Коптелова Н.И., Данилова М.В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. - 2021. - №20. - С. 547.
24. Короленко Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - 448 с.
25. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социологические исследования. - 2020. - № 6. - С. 70.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2019. – 940 с.
27. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. – М.: Эксмо, 2018. - 223 с.
28. Либерман Л.М. Анатомия игровой зависимости // Журнал прикладной психологии. – 2020 г. - №4. – С. 44.
29. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности еѐ психопрофилактики. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
30. Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
31. Малыгин В.Л., Антоненко А.А. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
32. Маркова Н. Играющие с человеком // Народное образование. – 2019. - № 2. – С. 52.
33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2018. – 257 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2013. – 240 с.
35. Мураткина Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
36. Петровский А.В. Психология и время. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
37. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998. – 400 с.
38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2020. – 313 с.
39. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1996 . – 320 с.
41. Рухло А.А. Аддиктивные Интернет-личности в современной действительности // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2020. - № 4. - С. 48.
42. Рыбников В.Ю., Рыбалтович Д.Г. Психологические особенности лиц с онлайн-игровой аддикцией // Медико-биологические и социально- психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2019. – № 4. – С. 93.
43. Сельченок К.В. Психология зависимости. - Минск: Харвест, 2009. – 592 с.
44. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М., 1998. – 78 с.
45. Туревская Е.И. Возрастная психология. // Известие. – 2021. – №4. – С.141.
46. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
47. Фадеева С.В. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков- М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с..
48. Хухлаева О. В., Кириленко Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2018. – 345 с.
49. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. – 2019. - №1. – С. 47.
50. Шиянов Е.Н. Интернет-зависимость и ее профилактика. - Ставрополь: Графа, 2019. – 258 с.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
52. Яврый Г.Г. Интернет и человек. - Ставрополь: Графа, 2019. – 175 с.
53. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. - 20200. - № 2. - С. 24.