Фрагмент для ознакомления
2
периодом прошлого года средневзвешенная процентная ставка снизились практически в 2 раза. В России же напротив, средневзвешенная процентная ставка по кредитам для корпоративных клиентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 3,1%, и сейчас составляет 15,7%, что в 4,4 раза больше, чем в Европе.
Предпринимателей, обращающихся в банки за финансовой поддержкой для развития своего бизнеса, в основном интересуют среднесрочные кредиты на срок от 1-го года до 3-х лет (54% респондентов), при этом суммы желаемых займов составляют от 1 млн. рублей до 10 млн. рублей (55% респондентов). В то же время наблюдается тенденция роста потребности в более долгосрочных кредитных ресурсах - около 28% участников опроса заинтересованы в привлечении средств на срок от 3 до 5 лет и выше (см. рисунок 12).
Вопрос: Каков был размер последнего привлеченного Вашим предприятием кредита?
Рисунок 12 – Распределение объемов кредитования по суммам кредитов15
Вопрос: На какой срок был выдан последний привлеченный Вашим предприятием кредит (см. рисунок 13)?
Рисунок 13 – Распределение выданных кредитов по срокам предоставления
Выявленные результаты еще раз подтверждают обоснованность тезиса о том, что избранная банками стратегия при разработке своей «продуктовой линейки» не соответствует требованиям экономики. На сегодняшний день, основной срок предоставления кредитов составляет от 1 года до 3 лет. В то время как существует острая необходимость в ряде специализированных кредитных продуктов, разработанных для поддержки предпринимателей в приоритетных отраслях экономики (неторговый сектор, отечественное производство, инновации и модернизация), со сроком предоставления кредитов не менее 7 лет.
Особое внимание при проведении исследования было уделено вопросу определения наиболее эффективных форм государственной поддержки инновационных проектов. По мнению участников опроса, наибольшее значение для успешного ведения бизнеса инновационно- ориентированными субъектами бизнеса является создание специального
налогового режима для инновационных предприятий (32% респондентов), а также доступ к льготному кредитованию (26% респондентов) (см. рисунок 14).
Вопрос: Какие формы господдержки инновационных проектов бизнеса Вы считаете наиболее эффективными?
Рисунок 4 – Распределение мнения о приоритетности форм господдержки инновационных проектов бизнеса17
По мнению авторов, именно такая льготная поддержка (ставка от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования на срок до 7-10 лет) для успешного внедрения своих инновационных проектов может стать существенным стимулом для мотивации банков в финансировании инновационных проектов.
Из всего выше следующего можно сделать вывод о том, что банки Ставропольского края на сегодняшний день не готовы заниматься финансированием проектов с длительным периодом окупаемости, в рамках которого они могли бы активно участвовать в процессах модернизации. Сегодня реализуя программу поддержки малого и среднего бизнеса, банки
ориентируются на предприятия, у которых есть текущий бизнес и достаточное обеспечение для покрытия рисков. Однако банки по-прежнему отклоняют большое количество кредитных заявок от предприятий. Обычно они предлагают очень высокие процентные ставки по кредитам в большей степени от 14 – 17% (при ожидаемом уровне инфляции в 6 – 7%), и нередко требуют реализуемого на рынке залогового обеспечения на сумму до 200% от величины кредита. Такие кредитные условия не всегда отражают реальные риски и уровень рентабельности отечественных предприятий. Требуются меры для повышения доступности кредита для организаций, задействованных в сфере промышленности и производства инновационной продукции, а значит, и для повышения их производительности и вклада в экономическое развитие региона и России в целом
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЕЧСКИХ БАНКОВ В ОТНОШЕНИИ КРЕДИТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях инновационного реформирования экономики, повышение результативности инвестиционного развития, создание благоприятного инвестиционного климата является одной из центральных задач, включающих определение источников инвестиций, формирование нормативно-правовой базы, отвечающей требованиям инновационного развития, определение управляющих органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, организацию работы с инвесторами и т.д.
Инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа во многом определяется состоянием и уровнем диверсификации экономической среды, перспективами и тенденциями экономического развития его территорий, уровнем развитости рыночных отношений, финансовым рынком и рынком инвестиционных услуг, социальной ситуацией и уровнем преступности.
В рамках реализуемой стратегии развития отечественной экономики особое внимание уделяется таким сетевым структурам как кластеры, механизм кластеризации запущен в частности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Данный подход позволяет объединить имеющиеся у региона ресурсы для форсирования социально-экономического развития, добиться синергетического эффекта от вовлечения в процесс реального и финансового сектора экономики, а также государства.
Кластерные системы предполагают многостороннее вовлечение в бизнес-процесс научно-образовательные учреждения региона. На базе синергии кластера и научно-образовательного учреждения достигается более эффективное техническое и технологическое переоснащения производства, что дает возможность научному сектору практического применения
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: ФЗ №39 25 февраля 1999 г. (ред. от 18 июля 2011 г.)
2. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Текст]: ФЗ №39 25 февраля 1999 г. (ред. от 18 июля 2011 г.)
3. Российская Федерация. Законы. О науке и государственной научно- технической политике: Федер. закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4137
4. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 05.04.2011 г. – Режим доступа: http://www. http://www.minfin.ru/ru/
5. Атоян, В.Р., Еремина Е.В. Коммерческие банки и инновационный процесс: организация взаимодействия // Инновации. – 2014. – № 09 (131). – С. 82-87
6. Аньшина, В.М., Дагаева, А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития:Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2017. — 584 с., с. 370
7. Байнев, В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, / Байнев В.Ф., Саевич В.В. – М: Право и экономика, 2014. – 180с. С – 17
8. Беликова, А.В. Участие банков в инвестиционных процессах / А.В. Беликова // Инвестиционный банкинг. – 2016. – № 3(3). – Режим доступа: www.bankir.ru
9. Зайцев, И.И. О влиянии развития банковской системы на инновационное развитие регионов России // Управление общественными и экономическими системами. – 2015. – №1: http://umc.gu- unpk.ru/umc/zj2011_1/php