Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблем в области подготовки и переподготовки и повышения квалификации персонала в компаниях представляет несомненный интерес, прежде всего по той причине, что их значимость серьезно возросла в последние годы и продолжает расти. Это связано с тем, что ранее конкурентное преимущество одной компании перед другой рассматривалось, прежде всего, с технической точки зрения, понималось как обладание эксклюзивной технологией подбора или автоматизированной базой данных кандидатов. На сегодняшний день, на первый план выходят не технические возможности, которые с развитием технологий становятся доступными практически каждой компании, а именно сотрудники, человеческие ресурсы, обладающие высоким уровнем знаний и профессионализма.
Необходимый уровень специалиста не может быть гарантирован базовым образованием, прежде всего, потому, что в компанию приходят специалисты из самых разных отраслей. Компании, имеющие грамотно разработанную систему подготовки и переподготовки персонала, лидируют в условиях конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на изменения внешней среды повышением собственной продуктивности.
Однако система обучения и развития сотрудников существует не во всех компаниях по подбору. Это связанно, прежде всего, с отсутствием ресурсов для построения системы обучения, недостаточным вниманием руководителей компаний к работе с персоналом, к проблемам финансирования и организации подготовки и переподготовки сотрудников. В большинстве случаев обучение происходит не систематически, оно направлено на решение текущих задач.
Отсутствие системы подготовки и переподготовки персонала объясняется также тем, что специалисты по работе с персоналом зачастую не обладают профессиональными инструментами разработки и механизмами реализации программ обучения и развития персонала. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения качества деятельности кадрового агентства за счет построения системы подготовки и переподготовки персонала и развития его сотрудников.
Степень изученности темы. Теоретические основы и методологические подходы к исследованию подготовки и переподготовки персонала в организации отражены в работах М.В. Герасимов, М.Ю. Карпухин, М.И. Магуры, А.М. Мазовко, Н.А. Семочкина. В них определены и разведены такие понятия, как «обучение персонала», «развитие персонала», «система обучения».
Практические вопросы построения системы обучения и развития персонала наиболее часто обсуждаются в рамках научно-практических семинаров и конференций, таких как выставка «Кадровый менеджмент», Всероссийский кадровый форум, ежегодная конференция «Обучение и развитие персонала: настоящее и будущее». Но зачастую данные разработки доступны лишь для внутрикорпоративного использования.
Существенными источниками информации о практике построения подготовки и переподготовки и развития персонала являются специализированные периодические издания, такие как «Управление персоналом», «Персонал-микс», «HR дайджест», «Карьера», «Справочник кадровика».
Цель курсовой работы – разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
-проанализировать цель и основные задачи в области подготовки и переподготовки персонала;
-проанализировать существующую систему подготовки и переподготовки персонала в ООО «Городские информационные сети», выявить ее достоинства и недостатки;
-сформулировать проблему, задачи и разработать инструментарий для эмпирического исследования системы обучения и развития персонала в компании.
Объект исследования – ООО «Городские информационные сети».
Предмет исследования – система подготовки и переподготовки персонала.
Используемые методы и подходы: системный и сравнительный анализ теоретических подходов к развитию и обучению персонала, включенное неструктурированное наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по управлению человеческими ресурсами, социологии и психологии образования, в которых исследуются проблемы разработки системы обучения и развития персонала.
Структура работы. Структура работы определена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
1.1.Понятие и содержание подготовки кадров и повышения квалификации
Анализ существующих нормативных документов и законодательных актов позволяет выделить четыре вида профессионального обучения в рамках подготовки и переподготовки персонала, это :
-профессиональное обучение;
-профессиональная переподготовка;
-повышение квалификации;
-обучение новой профессии.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 24.04.2018 года) каждый из этих видов профессиональной подготовки используется для достижения разных целей, но все они не подразумевают повышение образовательного уровня и не подменяют собой обучение в соответствующих профессиональных учебных заведениях.
Профессиональное обучение или подготовка подразумевает ускоренный курс получения определенных навыков, необходимых для выполнения какого-то конкретного вида работы или нескольких видов работ. Профессиональную переподготовку проводят на основе уже имеющегося профессионального образования с использованием специально разработанных обучающих программ, направленных на:
-Совершенствование и повышение уровня знаний для выполнения задач в рамках нового вида профессиональной деятельности;
-Получение дополнительных квалификационных навыков.
Целями, которые достигаются с помощью повышения квалификации, являются обновление полученных ранее практических и теоретических знаний, приведение их в соответствие современным стандартам. Получение второй новой профессии возможно только для тех работников, профессии которых относятся к рабочим.
Подготовка кадров и повышение квалификации персонала являются частью системы отношений трудового права и, хоть они и непосредственно связаны с ними, но являются отдельной категорией правоотношений и оформляются отдельным соглашением между работником и работодателем.
При этом обучение и переобучение не рассматривается как прямая обязанность работника, а только лишь как вспомогательный инструмент, с помощью которого можно повысить качество его труда в рамках, возложенных на него должностных обязанностей.
В ст. 197 ТК РФ за работником закрепляется право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в том числе и на обучение новым профессиям . Но содержание данной статьи не позволяет однозначно утверждать, что работник имеет право требовать от работодателя направления на обучение или на курсы повышения квалификации.
Решение о том, насколько производственной необходимостью обусловлена подготовка кадров и повышение квалификации персонала, принимает работодатель с учетом, как потребностей, так и финансовых возможностей. Это право работодателя закреплено в ст.196 ТК РФ. Поэтому право на обучение персонала на производстве конкретный сотрудник должен рассматривать как потенциально имеющуюся возможность, не предъявляя при этом претензий работодателю.
А.В. Пахунов считает, что успешность компании или организации зависит не только от профессионализма руководителей, но и от грамотности рабочего персонала . К сожалению, далеко не всегда владельцы небольших фирм и крупных компаний понимают, что правильная организация работы сотрудников является ключом к успешной деятельности всей организации.
Однако на обучение персонала организации необходимо потратить немало финансовых средств, из-за чего многие руководители отказываются от такой затеи. На самом деле такая тактика ошибочна, ведь своевременное обучение персонала организации поможет справиться с существующими проблемами, предотвратить возможность промахов сотрудников, а также научиться использовать передовые методы для повышения конкурентоспособности, а также роста компании.
Деньги, вложенные в обучение персонала организации, являются одной из лучших инвестиций для компании. Эти средства не только вернутся в ближайшее время, но и станут значительно приумножаться. Кроме того, с квалификацией сотрудников возрастет и ими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2019, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) »// Российская газета. - 2018.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) //РГ от 30.02.2019, № 290.
4. Базаров Т.Ю., Управление персоналом. — М: ЮНИТИ, 2016.— 513с.
5. Барышева А., «Тренинг как зеркало российского бизнеса», Управление персоналом, №11, 2019 г. С. 24.
6. Валиуллина В. Э. Современные особенности профессионального развития персонала / В.Э. Валиуллина // Молодой ученый. - 2018. - №12. - С. 393-395.
7. Герасимов М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект / М.В. Герасимов // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 319-323.
8. Гусев В.А. Создание адаптивной системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для регионального рынка труда / В.А. Гусев, О.Ю. Нисман // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 214-218.
9. Егоршин А. П., Основы управления персоналом. - М: Инфра-М, 2018. -352 с.
10. Карпухин М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды / М.Ю. Карпухин // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 1 (155). - С. 17.
11. Кибанов А.Я., Управление персоналом организации. - М: ИНФРА-М, 2015. -108 с.
12. Кукина С.Д. Повышение квалификации персонала на коммерческих предприятиях / С.Д. Куина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2020. - № 5 (145). - С. 181-183
13. Магура М., «Как повысить отдачу от обучения персонала», Управление персоналом, №11, 2015 г. - С. 92.
14. Мазовко А.М. Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих): состояние, перспективы развития / А.М. Мазовко // Профессиональное образование. - 2017. - № 3 (29). - С. 22-28.
15. Мамедова Д. Н. Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров / Д.Н. Мамедова // Образование и воспитание. -2016. -№3. -С. 43-45.
16. Минева О. К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова, Т.А. Мордасова [и др.]; под ред. О.К. Миневой. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 160 с.
17. Пахунов А.В. Возможности повышения качества подготовки специалистов промышленных предприятий / А.В. Пахунов // Инициативы XXI века. - 2017. - № 1-2. - С. 31-33.
18. Пыжова Л. А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда / Л.А. Пыжова // Молодой ученый. - 2019. - №8. - С. 565-567.
19. Семочкина Н.А. Проблемы и перспективы экономического развития и подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности / Н.А. Семочкина // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017.- № 7 (202). С. 39-43.
20. Серкина Н. А. Совершенствование управления развитием персонала / Н.А. Серина // Молодой ученый. - 2019. - №18. - С. 286-289
21. Сухов М. А. Опыт внедрения системы саморазвития персонала в российских компаниях / М.А. Сухов, О.А. Пешкова // Автоматизация и управление в технических системах. - 2015. - № 4.2
22. Тишина С.В. Переподготовка кадров и повышение квалификации / С.В. Тишина // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 9. - С. 124-126.
23. Узаков М. К. Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов / М.К. Узаков // Молодой ученый. -2016. -№9. -С. 1143-1145.
24. Фоменко А.О. Влияние обучения персонала на рост производительности предприятия / А.О. Фоменко // Молодой ученый. -2017. -№14. -С. 469-472.
25. Цветаев В. М. Кадровый менеджмент: Учебник. -М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2016. -160 с.
26. Чуланова О.Л. Управление персоналом на основе компетенций : монография / О.Л. Чуланова. - М. : ИНФРА-М, - 2017. - 122 с.
27. Шевченко ТВ., Нестандартные методы обучения персонала. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 128с.
28. Шкатулла В.И., «Настольная книга менеджера по кадрам», Москва, Издательство «НОРМА», 2018 г. - 128с.
29. Якимаха В.В. Обучение персонала в организации / В.В. Якимаха // В сборнике: Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития - 2017. - С. 552-557.