Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. За последнее время в обществе случились немаловажные изменения в представлении о целях образования и путях их воплощения. Взамен классической передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, основной целью школьного образования является осуществление становления возможности ребенка самостоятельно назначать учебные цели, предполагать пути их реализации, держать под контролем, иначе говоря, контролировать и оценивать собственные заслуги и успехи, то есть формирование умения учиться. Достижение представленной цели может быть реализовано благодаря развитию системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно, в индивидуальной форме осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели и задачи, искать способы их осуществления, а также уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результативность. Универсальные учебные действия создают условия для становления личности и ее самосовершенствования.
Развитость универсальных учебных действий обеспечивает каждому ребенку шанс индивидуального и удачного усвоения новых знаний, умений, способностей и компетентностей на базе формирования умения обучаться. Такая возможность гарантируется тем, что УУД - это обобщенные действия, создающие мотивацию к обучению и способствующие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Каждый учебный предмет в соответствии с предметным содержанием и способами организации учебной работы школьников открывает определенные вероятности для развития универсальных учебных действий.
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» рассматривается как почва для исследования значимой части предметов основной школы, а также как предмет, который представляет собой совокупность природных и социальных явлений, то есть компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир» может помочь учащемуся в становлении личностного восприятия; чувственного, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и принимать участие в созидательной работе на благо родной страны.
Объект исследования - универсальные учебные действия.
Предмет исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Целью данной работы является изучение развития УУД на уроках окружающего мира.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
- изучить сущность универсальных учебных действий в начальной школе;
- изучить уровень сформированности УУД младших школьников;
- подобрать методы и приемы формирования УУД на уроках окружающего мира.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно методической литературы по проблеме исследования; методы опроса, наблюдение, анкетирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных.
Глава 1. Теоретические аспекты развития универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [3, с.243].
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости [3, c. 244].
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [11, c.59]. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их производительность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, воспринимать и усваивать все то, о чем говорит учитель.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В процессе обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности: учащийся учится различать существенные свойства и признаки предметов, делает первые обобщения, выводы, проводит первые аналогии, строит элементарные умозаключения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление выходит на первый план. Если в самом начале обучения школьники много работают с наглядными образами, то со временем объем такого рода занятий сокращается. Со временем образное начало уходит на второй план, оно всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин [11].
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока [21, с.85].
Дальнейшее развитие получает и интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но начинает оправдывать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он. Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией — способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. У учащихся на данном периоде появляется личностная рефлексия.
Произвольное внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, фактор который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни ребенка. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята.
Адаптация к школе требует больших усилий от ребёнка. Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом, общаясь с большим количеством сверстников и преподавательским составом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, все же, играет немалую роль в психическом развитии ребенка. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности. Игра на протяжении младшего школьного возраста существенно изменяется как по форме, так и по содержанию. В играх дошкольников обычно разыгрываются сюжеты и лица окружающей обстановки, а в играх школьников начинают появляться исторические герои и события из общественной жизни. Это сюжетное изменение также обозначает новый этап в развитии социальной направленности личности младших школьников, выявляя новый характер их интересов [13, с.44].
Таким образом, чтобы обучение младших школьников было продуктивным, учителю необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, а также другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения младшего школьника. Так как обучение в школе, в виду своей новизны, достаточно сложный вид деятельности для ребёнка, учитель должен учитывать специфику учебной и игровой деятельности, а также появившиеся новообразования этого периода, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить урок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст]/ И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. - 2019. - № 2 – С.4-9.
2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] /под ред. Г. С. Ковалевой, Логиновой, О.Б. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
3. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 243-244
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. – 162 с.
5. Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] // О. С. Андронова. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения: 21.05.2018)
6. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: Учебно-методическое пособие / Битянова, М.Р. – 2007 г. – 120 с.
7. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами : Кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е. К. Брыкина; Под науч. ред. д-ра пед. наук проф. Т. С. Комаровой. - М. : Пед. о-во России, 1998. - 146 с.
8. Василенко, Т. В. Толковый словарь для начальных классов : [А-Я] / Т. В. Василенко. - 6-е изд., стер. - М. : Грамотей, 2005 (Домодедово : ФГУП ДПК Роспатента). - 63 с.
9. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 11-15.
10. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2008. - 68 с.
11. Гессен С.И. Основы педагогики: Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. – М.: Школа-пресс, 1995. – 447 с.
12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 157 с.
13. Егорова Э.Н. Психология развития. – Харьков: Институт практической психологии и социологии, 2005. – 144 с.
14. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе [Текст] / Емельянова, Н.И . - Воспитатель. 2010. №10, с. 61-67.
15. Кирова, И.А. Педагогический словарь [Текст] /Под ред. Кирова И.А., Гончарова Н.К. – М., 2003 . – 76 с.
16. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Клепинина, З.А., Аквилева, Г.Н. - М.: Академия, 2008.
17. Ковалева, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009 г. – 216 с.
18. Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. – 2009 г. – 142 с.
19. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008г. – 49 с.
20. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия [Текст]: практический аспект формирования / Леонова, В.Д. - М.: Просвещение, 2014.- 255 с.
21. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя./ Маркова А.К. – М.: Просвещение, 1983 – 96 с.
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
24. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997. – С.108-109.
25. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7 – 3 с.
26. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (1–2 классы) [Текст]: Методическое пособие / Под ред. М. П. Воюшиной, Е. П. Суворовой. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – С. 85-87.
27. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] // Неткасова, И.А. URL:.
28. Осяк, С.А. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в начальной школе [Текст]: учебное пособие / С.А. Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 – 109 с.
29. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] /Павлова, В.В. // журнал «Начальная школа». – 2011 - №5 – С. 26-31.
30. Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции, декабрь 2011 г., г. Чита,. - Чита, 2011. - Т. 2. - С. 113-116.
31. Плешаков, А.А. Формируем УУД [Текст] / Плешаков. А.А. - М.: Просвещение, 2011.- 156 с.
32. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
33. Рогов, Е.И. Настольная книга учителя начальных классов [Текст]: учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Рогов, Е.И. - М.- Дрофа, 2011.- 188 с.
34. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. –448 с.
35. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] / Е.С. Савинов. - М.- Просвещение, 2010. - 191 с.
36. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2009. - №4. - с. 16-19.
37. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии [Текст]: диссертация канд. пед. наук. - Ижевск, 2012. - С.26.
38. ФГОС НОО: с изм. И доп. На 2011 г./М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011