Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с современной гуманистической парадигмой обра-зования дошкольников, в том числе детей с ограниченными возможностя-ми здоровья, забота о реализации права ребенка с нарушением зрения на позитивное личностное развитие является неотъемлемой частью образова-тельной деятельности Организации, осуществляющей его развитие и вос-питание посредством разработки и реализации адаптированной основной образовательной программы (далее АООП). ФГОС ДО определяет фор-мирование Программы как программы психологической поддержки пози-тивной социализации и личностного развития детей, тем самым подчерки-вая актуальность образовательной практики как психолого-педагогического сопровождения дошкольников с учетом индивидуальных особенностей детей и поддержкой их инициативы в различных видах дея-тельности.
Очевидно, проектирование образовательной среды позитивного личностного развития ребенка с нарушением зрения должно быть ориен-тировано на разработку и внедрение технологий его развития, обучения и воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей и осо-бых образовательных потребностей этой группы обучающихся. Нам пред-ставляется, что одной из самых востребованных технологий выступает технология коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с нару-шением зрения. Следует уточнить, что коррекционно-развивающее сопро-вождение ребенка с нарушением зрения в образовательном пространстве Организации не противоречит сложившейся в образовании практике орга-низации и реализации коррекционной работы c обучающимися с наруше-нием зрения, цель которой трактуется, как обеспечение коррекции нару-шений развития детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с нарушением зрения рассматривается нами как комплексная технология поддержки и помощи ребенку со зрительной депривацией в присвоении им общекуль-турных средств (в рамках образовательной деятельности Организации), обеспечивающих развитие и социализацию в период дошкольного детства как самоценного периода в жизни человека. Коррекционно-развивающее сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение ребенка в преодолении им трудностей с коррекцией (ис-правление, ослабление имеющихся нарушений, профилактика их возмож-ного появления) и сопровождение, обеспечивающее раскрытие потенци-альных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня раз-вития в период дошкольного детства - основополагающего этапа ранней социализации детей. С известной долей относительности можно опреде-лить актуальное и перспективное направления коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушением зрения.
Актуальное коррекционно-развивающее сопровождение, очевидно, ориентировано на обеспечение преодоления ребенком с нарушением зре-ния злободневных фактических трудностей самореализации в образова-тельной среде Организации. В таком случае, коррекционно-развивающее сопровождение решает задачи конкретной помощи ребенку с учетом вы-раженных индивидуально-типологических особенностей в развитии и осо-бых образовательных потребностей, отражающих, прежде всего, трудно-сти адаптации к новым средам, трудности пространственной ориентиров-ки, деятельностной активности, построения целостной картины мира, са-модеятельной организации собственной деятельности, что, как показано в тифлопсихологии, связано с выпадением или ограничением такого ди-стантного канала отражения действительности как зрение и, как следствие, «частичного или полного разрушения межанализаторных связей» [2].
Перспективное направление коррекционно-развивающего сопро-вождения ребенка с нарушением зрения нацелено на обеспечение преодо-ления им трудностей развития, связанных с негативным влиянием нару-шенного зрения на ход развития с формированием компенсаторно-адаптивных механизмов и освоением позитивных способов отражательной и ориентировочной деятельности, обеспечивающих дошкольнику с нару-шением зрения продвижение в личностном развитии и социализации в рамках возможных возрастных достижений. Ребенком с нарушением зре-ния востребована такая система коррекционно-развивающего сопровож-дения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности c освоением позитивного опыта взаимодействия, обще-ния с окружающими, позитивного опыта контакта (взаимодействия) с фи-зическим предметным миром с развитием деятельностной инициативности в условиях трудностей чувственного отражения действительности и труд-ностей формирования целостной картины мира. Относительность выде-ленных направлений связана с тем, что оба направления неразрывно свя-заны между собой и между ними в образовательной деятельности Органи-зации не всегда можно провести четкую грань.
Концептуальными следствиями коррекционно-развивающего со-провождения ребенка с нарушением зрения, очевидно, должны выступать:
- развитие и реализация ребенком с нарушением зрения адап-тивно-компенсаторного потенциала с освоением способности к самодея-тельности, самореализации в предметно-пространственных и социальных средах в условиях ограничения чувственного отражения действительности;
- преодоление ребенком с нарушением зрения трудностей разви-тия, обусловленных негативным влиянием зрительной депривации, по-средством формирования компенсаторных механизмов, процессов и осво-ения позитивного опыта их использования в коммуникативной, двигатель-ной, познавательной, игровой, художественно-эстетической деятельностях;
- личностный рост ребенка, осуществляющего жизнедеятель-ность в условиях зрительной депривацией, в рамках возрастных и индиви-дуальных возможностей и психоэмоционального благополучия, способно-го к максимально возможной социализации или социальной адаптации.
Обобщенно технология коррекционно-развивающего сопровожде-ния детей с нарушением зрения может быть представлена следующими форматами (содержательными направлениями):
* формат абилитации ребенка с тяжелым нарушением зрения (в рамках деятельности Службы ранней помощи);
* формат тифлопедагогического компенсаторно-развивающего сопровождения с актуализацией и достижением профилактики трудностей развития, формированием компенсаторных процессов и приближением ребенка к достижениям типично развивающихся сверстников;
* формат коррекционно-педагогического сопровождения взрос-лым ребенка с нарушением зрения в освоении им содержания образования в пяти образовательных областях;
* формат психолого-педагогического сопровождения в адапта-ции ребенка с глубоким нарушением зрения к социально-средовым и предметно-пространственным средам Организации;
* формат психо-коррекционного и логопедического сопровожде-ния (с учетом индивидуально - типологических особенностей развития).
Реализация любой педагогической технологии требует её програм-мно-методического обеспечения. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушением зрения в образовательном процессе направлено на
оптимизацию деятельности специалистов с позитивным взаимодей-ствием с ребенком с нарушением зрения, на создание условий, повышаю-щих эффективность взаимодействия специалистов в решении вопросов адаптации, коррекции и развитии обучающихся.
Программно-методическое обеспечение обозначенных форматов коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с нарушением зрения в рамках АООП должно быть представлено Программами разной целеполагающей направленности:
* Абилитационная программа.
* Программы адаптационной направленности.
* Программы компенсаторно-развивающей направленности.
* Программа коррекционно-развивающей направленности.
Разработка и реализация Программ разной направленности прида-ет процессу сопровождения интегративный характер: абилитационная направленность сопровождения обеспечивает ребенку с глубоким наруше-нием зрения создание адекватных его особым образовательным потребно-стям социально-средовых условий развития раннего развития в семье; адаптационная направленность сопровождения обеспечивает ребенку раз-витие компенсаторных механизмов, актуальных для адаптации к изменя-ющимся предметно-пространственным и социальным средам в образова-тельном пространстве ДО; сопровождение в рамках реализации программ компенсаторно-развивающей и коррекционно-развивающей направленно на развитие ребенка.
Тифлопедагогика актуализирует и реализует такие критерии диф-ференцированного и индивидуального подхода в образовательной дея-тельности с детьми с нарушением зрения как: - дифференциация особых образовательных потребностей обучающихся с учетом степени и характе-ра нарушения зрения; - индивидуально-типологические особенности лич-ностного развития детей; - возраст детей [3,5]. Ориентация на обозначен-ные критерии позволяет обозначить конкретные Программы, которые це-левыми установками и содержательными линиями востребованы в коррек-ционно-развивающем сопровождении дошкольников с нарушением зре-ния.
Одной из насущных особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения выступает потребность слепого или слабовидящего ребенка в раннем психолого-педагогическом сопровождении специалистом как важного социального фактора повышения возможностей личностного развития ребенка со зрительной депривацией.
Раннее детство - важней жизненный период в развитии каждого ре-бенка, но особо он значим для малыша с нарушением зрения. Общие за-кономерности развития детей с нормальным и нарушенным зрением, что обосновано и доказано тифлопсихологий, определяют значимость этого периода жизни ребенка с нарушением зрения как периода, когда должны произойти кардинальные изменения в отношениях ребенка к себе, к взрос-лому, к сверстникам с проявлением первых форм произвольного и волево-го поведения, с значительным нарастанием самостоятельности и целена-правленности деятельности, с развитием коммуникативной потребности и способностей, в чем выявляется огромная роль близких взрослых. Свое-временность и успешность этих возрастных достижений выступают базо-вой основой дальнейшего психического, физического, эмоционального, нравственного развития дошкольника. Именно в этот период интенсивно развивается функциональная деятельность анализаторных систем, возни-кают и развиваются межанализаторные связи, выступающие основным ме-ханизмом «запуска» и развития единой сенсорной организации человека, обеспечивающей, в свою очередь, полимодальную чувственную основу формирования целостной картины мира. С развитием речи, становление которой происходит к трем годам жизни, чувственная основа познания ка-чественно меняется: развивается осмысленность восприятия, ребенок ста-новится способным к освоению наглядно-действенной и наглядно-образной формам мышления.
В тоже время, результаты научных изысканий в области особенно-стей развития детей с ОВЗ в период раннего детства [1,4,5], позволяют определить этот период жизни ребенка с глубоким нарушением зрения как период выраженного риска
возникновения глубоких вторичных нарушений во всех трех сфе-рах, отражающих и характеризующих процесс социализации: в сфере об-щения, в сфере деятельности, в сфере самосознания. С учетом возраста факторами риска выступают трудности или недостаточная развитость компенсаторных образований у ребенка и «слабая» социальная среда, т.е. среда не ориентированная на особые образовательные потребности ребен-ка со зрительно депривацией, в том числе, и вследствие недостаточной ро-дительской компетентности [1,5].
Целью коррекционно-развивающего сопровождения ребенка с нарушением зрения в ранний период жизни выступает оказание ему по-мощи в приближении в развитии к достижениям типично развивающихся сверстников посредством обеспечения своевременного становления у ма-лыша со зрительной депривацией процессов компенсации, интенсивного развития адаптивно-компенсаторных механизмов, освоения слепым или слабовидящим ребенком позитивных способов коммуникативной, познава-тельной, двигательной деятельности с формированием их ориентировочно-поисковой, контролирующей и регулирующей основ, развитие сенсорно-перцептивных образований с актуализацией сохранных и дефицитарных сенсорных функций, развитие моторного компонента деятельностной ак-тивности с освоением предметных сред и основ моторного поведения и др.
Разные форматы коррекционно-развивающего сопровождения [5], востребованные ребенком с нарушением зрения раннего возраста, реали-зуются путем разработки и реализации специалистами в рамках АООП следующих программ:
* для слепых и слабовидящих детей
> Абилитационная программа.
> Адаптивные компенсаторно-развивающие Программы (для слепых) «Развитие слепым ребенком слухового восприятия», «Развитие тактильных ощущений слепым ребенком», «Развитие моторного поведе-ния». Комплексная адаптивная компенсаторно-развивающая Программа (для слабовидящих).
> Коррекционно-развивающие Программы «Развитие остаточно-го зрения», «Развитие двигательной сферы» - для слепых, «Развитие зри-тельного восприятия» - для слабовидящих.
> Психокоррекционная Программа «Коррекция трудностей эмо-цион