Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Огромная доля информации поступает к нему через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько хорошо он владеет словом, причём не столько даже в плане культуры речи, сколько умения проникнуть в тайны языка. Развитие и объем лексики, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления, восприятия, памяти и многих других психических процессов.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых, распространенных и сложных предложений, вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, грамматики, лексики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность и выразительность.
Сегодня проблема развития речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Анализируя исследования, посвященные развитию речи детей дошкольного возраста необходимо отметить, что данной проблематике уделялось особое место. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Щукин, А.Н. Гвоздев, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин и другие ученые.
Важность речевого развития ребёнка подчёркивается и в нормативно-правовых документах законе РФ «Об образовании», «Концепции обучения и воспитания на 2016-2020 годы», ФГОС ДО. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей [21].
В процессе развития речи большое значение имеет взаимосвязь речевого и эстетических аспектов. Для формирования умения выстраивать связные высказывания необходимо познакомить дошкольников с изобразительно-выразительными средствами художественного текста: эпитеты, метафоры, сравнения, антонимии, гипербола и т.д. Овладение родной речью, ее грамматическим строем является показателем умения строить связные высказывания. В связи с этим сказка является одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста.
В методике развития речи дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи дошкольников: М.Г.Буняковой, В.М.Водовозовой, Н.В.Гавриш, М.Г.Кургановой, Е.М.Струниной, О.С.Ушаковой и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития речи детей.
Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников.
Предмет исследования: сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: определение условий эффективного использования сказок в развитии речи детей 6 лет.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблемам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития речи детей 6 лет.
3. Изучить понятие «сказка» как средство развития речи детей 6 лет.
4. Выявить уровень развития речи у детей 6 лет.
5. Дать методические рекомендации по использованию сказки в развитии речи детей 6 лет.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование;
• методы обработки эмпирических данных – качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных взглядов на проблему развития связной монологической речи у детей 6 лет, выявлении потенциала сказки как средства развития связной монологической речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по развитию речи у детей 6 лет посредством сказки могут быть использованы педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/ (дата обращения: 18.12.2021).
2. Выготский Л.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Просвещение, 2003. -146 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев, чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с.
5. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи : учебно методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. – М. : В. Секачёв, 2012. 262 с.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : [в 4-х т.] / Владимир Даль. - 8-е изд. - Москва : Русский яз., 1981-1982.
7. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 18-24.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
9. Колосова И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методич. пособие. Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. - 64 с.
10. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия в школе : метод. рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоцион. нарушений поведения детей / Л. Д. Короткова. - М. : ЦГЛ, 2006 (ГП Владимир. книж. тип.). – 141 с.
11. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с.
12. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
14. Ожегов, С. И.. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 23-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.
15. Погосова, Н. М. Погружение в сказку : сказкотерапевт. программы : [коррекц.-развивающая программа для детей] / Н. М. Погосова. - Санкт-Петербург : Речь, 2006 (М. : Типография "Наука" РАН). – 198 с.
16. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
18. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.
19. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник/ А.Г. Хрипкова, А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598; 2013. № 19. Ст. 2326).‒ М.: Легион, 2015.‒ 212 с.