Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию). Неразвитое фонематическое восприятие приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки в речи. Его словарь не наполняется теми сходными словами, в состав которых входит трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы [5].
О проблеме развития фонематического восприятия и его значении для формирования грамотной речи посвящены исследования В.И. Бельтюкова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьева, Г.Л. Розенгард-Пупко, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и другие.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, то речевые игры уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. В психологии есть понятие сензитивного возраста - это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4-5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха [7].
На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей указывали многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.К. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и другие [9].
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, не овладевших в нормативные сроки звуковой стороной языка, неуклонно растет. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к освоению грамоты, школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Зная особенности формирования слухового восприятия у дошкольников, а так же проблемы, которые могут возникнуть в результате формирования фонематического восприятия, необходимо грамотно организовать работу по формированию у детей фонематического восприятия и речевого слуха. Какие же педагогические условия являются оптимальными для развития фонематического восприятия?
Цель: Изучить состояние фонематического восприятия у дошкольников 4-5 лет.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие «фонематическое восприятие» и закономерности развития в онтогенезе;
2.Исследовать уровень развития фонематического восприятия детей 4-5 лет;
3.Составить план логопедической работы по формированию фонематического восприятия детей 4-5 лет.
Объект: Процесс развития фонематического восприятия.
Предмет: Специфика формирования фонетического восприятия у дошкольников 4-5 лет.
Методы: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Методики: Методика изучения уровня развития фонематического восприятия, разработанная Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1.Понятие «фонематическое восприятие» и закономерности развития в онтогенезе
Теория и практика логопедической работы показывает, что важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи. Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, и другие.
Фонематическая система включает в себя фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления. Понятие «фонема» впервые было введено известным советским учёным Л.С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение. Ученый обратил особое внимание на восприятие фонем, упомянув о том, что оно происходит только на фоне звучащей человеческой речи. Так же Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», который включает в себя способность слышать наличие звука в слове, различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, а также слова близко звучащие, но разные по значению [13].
Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» часто считают тождественными. Однако Г.В. Чиркина отмечает, что их необходимо отличать друг от друга. Поэтому следует уточнить их значение. В понятийно-терминологическом словаре логопеда «фонематический слух» определяется способностью человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем родного языка [4].
Исследователи речевого развития понимают сформированность фонематического слуха по-разному, однако сходятся в том, что уже в два года «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников. А.Р. Лурия определяет фонематический слух как способность к обобщению разных звучаний в определённые группы. При этом существенные признаки звуков используются, а случайные игнорируются [3].
Т.В. Туманова и Т.Б. Филичева понимают данный термин как способность практическим обобщениям понятий как о звуковом, так и морфологическом составе слова. М.Е. Хватцев говорит о том, что благодаря фонематическому слуху человек способен воспринимать звуки речи как смысловые единицы. И только при наличии данного компонента возможно восприятие не только звуков речи, но и смысла отдельных слов.
Также Г.В. Чиркина отмечает, что фонематический слух является частью физиологического слуха человека. Его роль заключается в сопоставлении услышанных звуков с их эталонами, хранящимися в памяти человека. Развитый фонематический слух позволяет слышать фонемы родного языка. В.И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развивать наиболее высокие формы фонематического слуха, при которых бы детям удавалось разделять слова на звуки, определять порядок звуков в слове, то есть анализировать звуковую структуру слова [7].
Д. Б. Эльконин называет такие специфические действия по анализу звукового состава слова фонематическим восприятием. Также он предположил, что фонематическое восприятие включает в себя умение определять наличие или отсутствие звука в слове, местоположение звука в слове, последовательность звуков, а также их количество. Однако, по мнению Г.В. Чиркиной, фонематическое восприятие – есть способность различать фонемы родного языка, а также определять звуковой состав слова.
По мнению А.М. Бородич, фонематическое восприятие представляется аналитической деятельностью ребёнка, в которой речь делится на составляющие элементы и последовательно анализируется. Иначе говоря, под
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брызгунова, Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. Москва : Издательство МГУ, 2017. – 59 с.
2. Буланин, Л. Л. Фонетика современного русского языка. Москва : Книжный дом «Либроком», 2016. – 256 с.
3. Винарская Е. Н. Возрастная фонетика / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ, 2015. – 366 с.
4. Волкова Г. А. Методика обследования нарушения речи у детей / Г. А. Волкова. - М: «Сайма», 2015. – 45 с.
5. Галинская, Е. А, Историческая фонетика русского языка. Москва : Издательство МГУ, 2019. – 98 с.
6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2012. – 236 с.
7. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. - Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 147 с.
8. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - М.: Сфера, 2014. – 47 с.
9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманитра. Изд.центр ВЛАДОС, 2016. - № 6. – С. 12-18
10. Логопед // Научно методический журнал. М.: «Холдинг Практика», 2018. - № 3 (84). – С. 8-15
11. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2017. – 154 с.
12. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 80 с