Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Из всех исполнительских профессий профессия дирижера – самая сложная. Дирижер является посредником между композитором и слушателями, а это большая ответственность. Профессор Санкт-Петербургской консерватории К.А. Ольхов сказал: «Сложность дирижерской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролером, качественной стороны исполнения» [1].
Но работа над хоровым произведением начинается задолго до того, как дирижер непосредственно выйдет к хоровому коллективу. Исторически в профессиональном образовании хоровиков, истоки которого восходят к Синодальному училищу, Московскому хоровому училищу и др., дисциплина «Чтение хоровых партитур» имела первостепенное значение. Специфика этой дисциплины такова, что именно она обеспечивает формирование умений мысленно представлять звучание хоровой партитуры, понимать особенности хорового письма, осознавать специфику вокальной природы хоровой партитуры, т. е. осуществлять моделирование будущего исполнения хорового произведения хором. При первом прочтении партитуры дирижеру необходимо не только воспроизвести ее нотный текст, но и воспринять ее целостно во всем богатстве музыкальных образов, драматургии, динамики развития и т. п.
Современные реалии развития музыкального образования таковы, что многие дирижеры-хормейстеры, подобно слушателям, осваивают хоровые произведения не в процессе непосредственного его анализа и исполнения на рояле, а при помощи технических средств: аудио и DVD записей. Следствием этого процесса является копирование ими тех или иных трактовок хорового произведения, созданных определенными исполнителями, при этом степень самостоятельности осмысления и освоения хоровой партитуры самим дирижером оказывается минимальной.
Другой причиной недостаточности работы по освоению дирижерами хоровых партитур является часто встречающееся неверное представление способов изучения хоровой музыки. Чтение партитур – это не простое воспроизведение нотного текста партитуры на рояле, которое зачастую выражается в подетальном медленном считывании нотного текста, в возвращениях и повторениях тех фрагментов, в которых была допущена ошибка. Музыкальная образность хорового произведения для дирижера в этом случае остается недостаточно раскрытой, у хормейстеров не формируются навыки целостного восприятия хорового произведения, который возможен только в том случае, когда восприятие партитуры будет целостным, включающим его зрительные, слуховые и аналитические навыки.
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность проблемы исследования, обусловленную выявленными противоречиями, определили тему курсового исследования: «Моделирование как главный этап изучения хорового произведения». Теоретическая значимость исследования заключается в определении этапа моделирования как сложного многокомпонентного процесса, который включает отражение элементов нотного текста: опознание, перекодирование графического материала, создание внутри-слухового представления – в единстве, заложенном в хоровой партитуре, осознание смысла, закодированного в музыкальном тексте, и последующее достоверное его воспроизведение;
Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление этапа моделирования как главного этапа изучения хорового произведения.
Объект исследования: процесс работы дирижера над хоровым произведением.
Предмет исследования: методы и приемы изучения дирижером партитуры хорового произведения на этапе моделирования.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- проанализировать специальную литературу по теме исследования;
- раскрыть сущность и специфику профессиональной деятельности дирижера хора;
- выявить последовательность работы над хоровым произведением;
- выделить этапы изучения хорового произведения в практике дирижеров хора;
- осмыслить этап моделирования с точки зрения главного этапа изучения хорового произведения в практике дирижеров хора.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы;
- методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
-метод сравнительного анализа;
-интерпретационный метод.
Теоретико-методологической основой данной курсовой работы стали научные труды теоретиков и практиков дирижерско-хорового исполнительства, таких, как А.А. Егорова, В.Л. Живова, А.П. Иванова-Радкевича, С.А. Казачкова, В.И. Краснощекова, Н.А. Малько, И.А. Мусина, К.А. Ольхова, А.М. Пазовского, В.Г.Соколова, П.Г. Чеснокова и других.
Структура работы обусловлена темой, целью, задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы работы дирижёра над хоровым произведением
1.1. Сущность и специфика профессиональной деятельности дирижёра хора
Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить) - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т. д.) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения.
Из всех музыкальных профессий профессия дирижера самая ответственная и сложная. Дирижер поставлен в особые условия: его инструментом является целый коллектив исполнителей. Подчинить их себе, повести за собой и составляет его задачу. Кроме того, дирижер ответственен еще и перед самим коллективом; его задача заключается в том, чтобы общее исполнение с наибольшей полнотой раскрывало творческие намерения композитора. Поэтому он должен «ощущать исполнительский коллектив как единый многокрасочный и многозвучный инструмент, состоящий из живых, индивидуально мыслящих, чувствующих и созидающих музыкантов - художников» [2].
По определению замечательного педагога, талантливого энтузиаста хоровой культуры К. А. Ольхова, дирижирование – «своеобразный перевод музыки на язык жестов и мимики, перевод звукового образа в зрительный с целью управления коллективным исполнением. Естественность дирижерского жеста, его опора на общежизненные понятия и специфические музыкальные ассоциации делают его понятным и музыкантам-профессионалам, и малоподготовленным участникам самодеятельных коллективов, и даже - в определенной мере – слушателям» [3]. Искусство дирижера состоит в его творческой интерпретации музыкального произведения, свои художественные намерения он передает коллективу исполнителей при помощи жестов, выразительной мимики, а также поясняющего слова вовремя репетиции.
1.2. Последовательность работы над хоровым произведением
Дирижировать – руководить, управлять хором при исполнении музыкального произведения возможно только при глубоком знании произведения, четком представлении о том, как оно должно прозвучать. В основе этого всегда лежит тщательное изучение нотного текста, который дирижеру нужно научиться внутренне слышать. Дирижеру необходимо уметь целостно воспринимать музыкальное произведение и заключенный в нем идейно-художественный смысл. Следующий шаг - продумать, как передать содержание музыкального произведения при помощи специфических дирижерских средств, как воздействовать на исполнительский коллектив.
В этом процессе можно вычленить 4 основные стадии:
1.Моделирование - знакомясь с партитурой, дирижер создает определенное представление об исполняемой музыке. Еще до реального воспроизведения партитуры исполнителями в сознании дирижера складывается идеальная модель предстоящего звучания.
2. Информирование – дирижер передает исполнителям, то есть информирует их о том, как он представляет себе предстоящее звучание.
3. Контролирование – дирижер воспринимает реальное звучание и сопоставляет его со своей идеальной моделью, то есть осуществляет слуховой контроль исполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Хоровой дирижер как управляющий коллективом.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horovoy-dirizhyor-kak-upravlyayuschiy-kollektivom (дата обращения: 28.12.2021).
2.М. Н. Шишкоедова. Дирижирование как вид исполнительского искусства. — URL: https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2020/11/STATYA.docx (дата обращения: 28.12.2021).
3.Хоровой дирижер как управляющий коллективом.— URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horovoy-dirizhyor-kak-upravlyayuschiy-kollektivom (дата обращения: 28.12.2021).
4.Живов, В.Л. Трактовка хорового произведения. - М., 1986.-58 с.
5.Егоров, А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958.-37 с.
6.Левандо, П.П. Проблемы хороведения. - Л., 1974.- 87 с.
7.Птица, К.Б. О хоровом дирижировании. Работа в хоре. - М., 1966.-35 с.
8.Паисов, Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): Очерки истории и теории. - М.: Сов. композитор, 1991. - 276 с.
9.Казачков, С.А. О вокально-хоровой фразировке: беседы в форме рондо/С.А. Казачков .-Казань: Изд-во Казан.консерватории,2001.-48 с.
10.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка/В.А.Самарин,-М.:Академия,2002.-352 с.
11.Власова, Т. М. Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования / Т. М. Власова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7737/ (дата обращения: 28.12.2021).