Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современный экономический рост может успешно происходить только на основе инновационного развития, который дает возможность сформировать в обществе дух новаторства и склонность к нововведениям, привлечь к развитию неиспользованные интеллектуальные ресурсы.
Инновации на современном этапе развития экономики становятся главным средством сохранения конкурентоспособности, неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Сегодня нужны новые методы управления инновациями, которые отличаются от методов управления традиционным производством, поскольку инновационные процессы направлены на качественное обновление производительных сил и производственных отношений, создание ранее несуществующих продуктов и процессов.
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени свойственна любому предприятию. Если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно будет иметь необходимость проводить инновационную деятельность, то есть замену морально устаревших технологий, продуктов и услуг.
Итак, встает вопрос эффективного руководства инновационной деятельностью.
Руководство инновационной деятельностью базируется на трех теориях («три кеты»):
– личностная теория – это индивидуальные отличительные черты руководителя инновационной деятельности, которые отличают его от других руководителей: решительность, рискованность, креативность, сообразительность, инициативность, уверенность, настойчивость, открытость, точность, требовательный, трудолюбие, самокритичность, компетентность, инновационное мышление, логическое мышление, аналитическая деятельность, профессиональная эрудиция, творческий поиск, чувство интуиции, научная фантазия;
– поведенческая теория – это присущие формы поведения руководителю инновационной деятельности: командный подход, поддерживающее поведение, инициативное поведение, ориентация на инновационную деятельность, генерирование инновационных идей;
– ситуационная теория – это разнообразные ситуации, связанные с инновационной деятельностью руководителя, то есть определенная форма поведения и определенный набор личностных черт, может быть эффективной в одних обстоятельствах и неэффективной в других.
Ситуационность означает влияние одного явления на другое: стиль руководства, личностные качества, форма поведения, должность, потребности, опыт работы, обучение, сплоченность, задачи, структура, система, среда, требования, информация. У каждого руководителя инновационной деятельности существуют свои подходы и стереотипы осуществления руководящей инновационной деятельности. Такая деятельность является очень сложной, а исследование данной проблематики является весьма актуальным, поскольку требует разработки новых стилей руководства инновационной деятельностью.
Анализ последних исследований и публикаций. Степень исследования этой проблематики характеризуется отсутствием исследований ученых инноваций в управлении ресурсами предприятия, что и обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Данный вопрос интересовал многих зарубежных и отечественных ученых, среди которых отметим фундаментальные работы таких авторов, как Т.К. Блохина, Л.П. Гаврилов, К.И. Грасмик, С.П. Земцов, Ю.Н. Кулаков, Б. Лисин, М.Л. Лучко, В.Е. Реутов, Д.М. Стеченко, Л.А. Холодкова, В.Г. Янчевский и др.
Объект исследования: ООО «Брусничка».
Предмет исследования: эффективность инноваций ООО «Брусничка».
Цель работы: изучить инновации в управлении ресурсами предприятия ООО «Брусничка».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность инноваций и источники их формирования;
- охарактеризовать сущность инновационного процесса;
- предоставить классификацию инновационных процессов;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Брусничка»;
- проанализировать инновации в управлении ресурсами ООО «Брусничка»;
- предложить мероприятия по повышению эффективности управления ресурсами ООО «Брусничка».
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, структурирование, анализ, обобщение, синтез, систематизация научных данных.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 35 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
Глава 1 Инновации как общественное благо
1.1 Сущность инноваций и источники их формирования
В научный оборот ввел термин «инновация» Й. Шумпетер. Ученый определил инновационные процессы в новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков.
В работах западных исследователей преобладает мнение, что инновации – это, прежде всего, экономическая, социальная, а не инструментально-технологическая категория. Инновационный процесс понимается как целостные и комплексные изменения.
В постсоветских исследованиях инновации в подавляющем большинстве разработок представлены не как социально-экономическая категория, а как направление научно-технического прогресса, связанное с внедрением результатов исследований и разработок в практику.
Иными словами, любая научно-техническая деятельность и все, что ее обеспечивает, признается инновационной только по той причине, что ее целью провозглашается получение результатов, которые будут внедрены в производство, продукцию, процессы.
В этой научной области дальнейшие разработки осуществляются в рамках следующих конкретных подходов к трактовке категориального содержания инноваций .
1. Процессный (воспроизводственный) подход. Инновации рассматриваются как процесс реализации научной идеи и ее реализации или как отдельные этапы процессов - разработки, реализации, коммерциализации, использования. В более широком смысле, инновация - это общественно-технический и экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших продуктов, технологий, и, если они нацелены на прибыль, ее появление на рынке может дать дополнительный доход.
2. Объектный подход. Инновации представлены как конечный результат, реализованный объект. В рамках такого подхода инновацию можно понимать как творческий процесс реализации идеи, которая была реализована как новый продукт.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде процесса, направленного на создание и осуществление принципиаль
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Блохина Т.К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. – М.: Проспект, 2017. – 428 с.
2. Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. – М.: Юрайт, 2018. – 388 c.
3. Грасмик К.И. Инновационное постоянство в деятельности российских компаний // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 9. – С. 84-90.
4. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.III. Основные при¬оритеты инновационного развития предпри¬ятий на примере технологических инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безо¬пасность. – 2019. – №6. – С. 44-52.
5. Земцов С.П., Баринова В.А. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопросы экономики. – 2017. – № 10. – С. 65-81
6. Кулаков Ю.Н. Инновационный менеджемент. Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. – М.: СИНТЕГ, 2017. – 156 c.
7. Лисин Б. Инновационный потенциал как фактор развития предприятий / Б. Лисин, Б. Фридлянов. – М., 2010. – 85 с.
8. Лучко М.Л. Развитие инноваций: традиции, современность и будущее // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2018. - №1. – С.8-12.
9. Практическое пособие для бакалавров к семинарским занятиям по курсу «Экономика инноваций». – М.: Издательство МГУ, 2017. – 594 c.
10. Реутов В. Е. Экономика и организация инновационной деятельности / В. Е. Реутов // Инвестиции: практика и опыт. – 2018. – № 23. – С. 13-15.
11. Стеченко Д.М. Ориентиры активизации инновационной деятельности промышленных предприятий в конкурентной среде // Теоретические и прикладные вопросы экономики. – 2018. - № 21. – С. 123-127.
12. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник / Р.И. Хасбулатов. – М.: Юрайт, 2013. – 884 с.
13. Холодкова Л.А. Необъятность инноваций // Инновации. – 2018. – № 7. – С. 4-15.
14. Черников Б.В. Информационные технологии управления / Б.В. Черников. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 352 c.
15. Черный Л.Е. Роль инновационной деятельности в увеличении прибыли предприятия // Экономика. Финансы. Право. – 2017. - №8. – С. 13-17.
16. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХІ века / Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2019. – 437 с.
17. Янсен Ф. Эпоха инноваций: пер. с англ. / Ф. Янсен. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 308 с.
18. Янчевский В.Г. Инновационный менеджмент. Понятия и категории / В.Г. Янчевский. – М.: Тетралит, 2018. – 144 c.