Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Век информационных технологий и открытого доступа к любой информации, а также легкость ее распространения, имеет наряду с безусловными плюсами для современного общества, ряд минусов. Особенно ярко негативное влияние доступности информационных технологий проявляется в среде подростков. Психика подростка, бесспорно, отличается большой подвижностью. Эмоциональная сфера преобладает у несовершеннолетних над волей, что проявляется, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, а также агрессивности. Кроме этого, важную роль для подростка играет его окружение, особенно сверстники.
Поэтому подростки часто не могут отстоять свою позицию, они склонны подражать значимому окружению, часто совершая действия, противоречащие общепризнанным нормам. Особенно остро для данного возраста стоит проблема аддикций. Подростки с легкостью пробуют все новое, что предлагают сверстники, желая реализовать свое стремление быть взрослыми. Часто эти пробы оказываются губительны для детского организма, и подросток приобретает определенную зависимость, которая нарушает процесс гармоничного развития личности, усугубляет протекание возрастных кризисов и становится весомой преградой дальнейшего личностного развития.
Отметим, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению подростков с аддиктивным поведением, появляются новые виды аддикции, что требует разработки современных методов работы, направленных на профилактику зависимого поведения. В связи с актуальностью проблемы, цель нашего исследования – изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах аддиктивного поведения подростков и разработка профилактической программы, направленной на его предупреждение.
Цель: Изучить особенности аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Задачи:
1.Рассмотреть содержание понятия «аддиктивное поведение»;
2.Проанализировать социально-психологические предпосылки проявления аддикций в подростковом возрасте;
3.Эксериментально изучить аддиктивное поведение у подростков.
Объект: Аддиктивное поведение подростков.
Предмет: Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальные методы:
Тестирование (методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей», автор Лозовая Г.В.;
Методика «Незаконченные предложения», автор Сакс-Леви (модификация В. Михала)); констатирующий эксперимент.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Методологической базой исследования выступили труды ученых по проблеме профилактики аддиктивного поведения В.А. Бардадымов, А.Е. Бойков, Р.Р. Гарифуллин, Э. Муньягисеньи, Н.А. Сирота, Е. Б. Усова, А.В. Худяков, В. Шабалина, А.А. Юдкина.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Содержание понятия «аддиктивное поведение»
В настоящее время является актуальным проблема аддиктивного поведения. Ее изучением занимаются специалисты разных областей. Следует отметить, что большинство людей имеют определенную зависимость. Это может быть, как непреодолимая тяга к еде, так и такие формы как алкоголизм и наркомания. Зависимостям подвержены как взрослые люди, так и юноши, и подростки. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте особенно опасное явление для общества в целом и каждого человека в отдельности. Аддиктивное поведение представляет собой один из видов отклоняющегося поведения. В данном виде поведения человек желает уйти из реальности путем изменения своего психического состояния. Это происходит с помощью употребления различных веществ или концентрации на каких-либо видах деятельности, для поддержания полученных эмоций [4].
Б.Г. Мещеряков определяет аддиктивное поведение как один из видов деструктивного поведения. Данное поведение выражается в возможности выйти из реальности путем изменения психического состояния [6]. А.А. Реан определяет аддиктивное поведение как употребление химических веществ, благодаря которому происходит изменения сознания [1]. В зарубежных исследованиях термин «аддикция» определяется как синоним слова «зависимость» соответственно аддиктивное поведение – зависимое поведение. Отечественные ученые предполагают, что аддиктивное поведение является не полностью сформированным заболеванием [20].
В своих трудах А.В. Худяков выделяет 4 критерия аддиктивного поведения: социальный, психологический, физиологический, клинический [9]. Социальный критерий рассматривается как употребление психологически активных веществ группой людей. В данном случае употребление веществ является основным способом решения проблем и имеет определённые последствия (физиологические, психологические, социальные). В психологическом критерии прежде всего ослабляется мотив, благодаря которому появляется преграда приему запрещенных веществ. Физиологический критерий проявляется в отсутствии рвотного рефлекса при групповом употреблении психоактивных веществ. В клиническом критерии выявляются амнестические расстройства, которые происходят в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения [4].
Существует другая классификация аддиктивного поведения, разработанная Н. Пезешкианом.
Он выделяет 4 вида аддиктивного поведения:
• «бегство в тело» представляет собой переориентацию на деятельность. Она направлена на собственное физическое или психическое усовершенствование и выражается в чрезмерном увлечении спортом, здоровым питанием и т.д.;
• «бегство в работу» заключается в том, что человек полностью «окунается» в работу, она занимает у него большую часть жизни;
• «бегство в контакты или одиночество» представляет собой общение как главную потребность человека. Общение либо становится единственно желаемым способом удовлетворения потребностей, либо наоборот – минимизируется;
• «бегство в фантазии» заключается в том, что у человека возникает интерес к религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.
А. Данилина в своих работах выделяет 6 критериев аддикции: изменение значимой среды - распад старых связей и отношений; игнорирование ранее значимых событий и действий; критика: враждебность и недопонимание со стороны людей, имеющих отношение к зависимому лицу; опасения по поводу собственной зависимости; неудачные попытки снизить привыкание [12].
В исследованиях Р. Брайн и М. Гриффитс выделяют такие компоненты: повысить толерантность; перепады настроения; игра; абстинентный синдром; рецидив; конфликтовать с другими и с самим собой. Изучение данного вопроса подразумевает так же рассмотрение таких понятий как «аддикция» и «аддикт». Аддикция – это патологическая потребность, которую испытывает человек при выполнении определенных действий. Эту потребность человек удовлетворяет, используя любой стимул, который искусственно меняет психическое состояние и улучшает настроение. Следует отметить, что со временем человеку требуется больше новых стимулов или увеличение их интенсивности, чтобы достичь этого состояния [4].
Важно учитывать тот факт, что термины «аддикция» и «зависимость» не совпадают. Термин «психологическая зависимость» имеет гораздо более широкое значение. Например, ребенок психологически и физически зависит от своей матери. Аддикция, безусловно, означает отрицательную окраску зависимости и является только ее видом. Можно сказать, что каждое вызывающее зависимость поведение является зависимостью, но не каждая зависимость становится аддикцией [3].
В работах Ц.П. Короленко, аддикт определяется как человек, который избегает реальности своей проблемой, которая возникает, оставляя его с помощью определенной зависимости от веществ, явлений, объектов. Аддикт создает длительную эмоциональную связь с объектом зависимости. Эти отношения определяются как аддиктивная установка. Склонность проявляется выражением чрезмерно ценного эмоционального отношения к объекту зависимости [8].
Тяжесть аддиктивного поведения имеет разную степень. Это может быть почти нормальное поведение или сильная зависимость, сопровождаемая физическими и психическими патологиями. Аддиктивное поведение характеризуется наличием зависимости от объекта аддикции. Зависимость бывает двух видов: физической и психической. Физическая зависимость – это состояние, при котором употребляемое вещество становится необходимым для поддержания нормального функционирования организма и поддержания его жизненно важных функций. Лишившись этого вещества, человек вызывает абстинентные симптомы, которые проявляются соматическими, неврологическими и психическими расстройствами [3].
Психическая зависимость характеризуется желанием и влечением употреблять психоактивные вещества, при этом доза увеличивается для достижения желаемого эффекта. В этом случае невозможность принять это вещество вызывает психические трудности, беспокойство, дискомфорт, тревогу.
Основываясь на классификациях различных авторов, можно выделить следующие виды аддиктивного поведения: алкоголизм; наркомания; токсикомания; табакокурение; азартные игры; компьютерные игры; длительное прослушивание музыки; нарушение пищевого поведения; трудоголизм; сексуальная аддикция.
Рассмотрим формы аддиктивного поведения, которые имеют наиболее деструктивный характер для человека. Алкоголизм является формой аддиктивного поведения, которое развивается при длительном употреблении алкоголя. Наркомания заключается в психической и физической зависимости, которая определяет необходимость повторного использования психоактивных препаратов. В Международной классификации болезней наркомания определяется как психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Злоупотребление психоактивными веществами является формой аддиктивного поведения – токсикомания. В данной форме существует умственная и физическая зависимость от вещества, которого нет в официальном списке лекарств. Эти вещества обладают такими же свойствами, что и наркотики [8].
Исследуя проблему аддиктивного поведения, многие ученые выявляют ряд факторов, способствующих его формированию. Эти факторы могут повлиять на человека, индивидуально или коллективно. Более подробнее рассмотрим наиболее важные причины возникновения аддиктивного поведения. В. Сегал сформулировал несколько психологических особенностей лиц, которые имеют предрасположенность к аддиктивному поведению: снижение толерантности к трудностям повседневной жизни; устойчивость в кризисных ситуациях; скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявленным превосходством; внешние социальные навыки в сочетании со страхом перед постоянным эмоциональным контактом; желание лгать; желание обвинять других, потому что они знают, что они невиновны; желание избежать ответственности при принятии решений; стереотип, повторяемость поведения; зависимость; тревожность [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 871–874.
2. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т.15. – №2. – С.30-35.
3. Васильева, Е.В. Умения саморегуляции и стрессоустойчивости в профилактике аддиктивного поведения подростков [Текст] / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т.16. – №3. – С.92-95.
4. Гагай В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности : монография / Гагай В.В., Быкова Ю.Н.. - Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2014. - 160 c. - ISBN 978-5-93190-317-0. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/86997.html (дата обращения: 16.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
5. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст] / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина и др. // Известия ПГПУ. – 2010. – №16. – С.83-87.
6. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 310 с.
7. Григорьев, Г. И. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания: учебное 51 пособие / Г. И. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. – Санкт-Петербург: РХТА, 2016. – 428с.
8. Дмитриева, Н. В. Аддиктология: настольная книга / Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко. – Москва: Академия, 2012. – 231 с.
9. Егоров, А. Ю. Любовные и сексуальные аддикции / А. Ю. Егоров. – Москва: Просвещение, 2014. – 245 с
10. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2011. – 251 с.
11. Котов, А. В. К природе двух форм аддиктивного поведения / А.В. Котов // Клиническая фармакология и лекарственная терапия. – 2010. – Том 8, № 1. – С. 13–24.
12. Кошкин, К. В. Аддикции отношений / К. В. Кошкин. – Москва: Академия, 2013. – 258 с.
13. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – Москва: Просвещение, 2008. – 462 с.
14. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – Москва: Гардарика, 2003. – 470 с
15. Лозовая, Г. В. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей / Г. В. Лозовая. – Москва: Академия, 2013. – 98 с.
16. Сонькин, В.Д. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка [Текст] / В.Д. Сонькин и др. – М.: АСТ, 2012. – 340 с.
17. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 219 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-05932-8. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/473663 (дата обращения: 16.01.2022).