Фрагмент для ознакомления
2
Для того, чтобы формировать компетенции, учитель должен знать на каком уровне находятся его ученики. Для этого необходимо провести диагностику уровня. Для диагностики наш школьный психолог использует шестиуровневую модель определения компетенции, разработанную Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой, дополненную В.И. Нифонтовым и Михеевым.
Сюда входят основные и дополнительные признаки каждого уровня.
1.Отсутствие коммуникативных действий.
2. Односторонние коммуникативные действия.
3. Неадекватный перенос коммуникативных действий.
4. Адекватный перенос коммуникативных действий. [19, с. 214]
5. Самостоятельное построение коммуника-тивных действий.
6. Свободное общение.
После проведенной диагностики необходимо перевести учащихся с одного уровня развития коммуникативных способностей на более высокий. [1, с. 175]
Приемы:
- Вовлекать ученика в беседу с помощью игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий.
· Разнообразные игровые технологии, которые вовлекают учащихся в деятельность и побуждают их к общению.
· Прием « Цепочка» - 1-составляет предложение с термином, 2 - составляет вопрос, 3 – отвечает на вопрос.
Термин «ветер».
1. Сегодня на улице ветер.
2. А почему сегодня ветер? Или Какой ветер на улице?
3. Ответ на вопрос.
· Рассказ по терминам, условным знакам.
1. По теме «План и карта» составить рассказ, используя условные знаки.
2. По теме «Река» составить рассказ, используя термины.
· Элементы технологии развития критического мышления (разнообразные виды работы с текстом, умение находить главное, задавать вопросы по тексту и находить на них ответы. Т.к. любое общение начинается с вопроса) [8, с. 153]
Самое главное, чтобы ребенок пошел на контакт, - это действие в зоне его ближайших интересов.
На данном этапе можно использовать:
· Групповую деятельность, где учащиеся пытаются себя выразить в группе одноклассников.
· Информационные технологии, когда учащийся ищет информацию в компьютере (зачастую с компьютером подростки общаются лучше), а затем излагает ее своими словами, рассказывает, что ему больше запомнилось и было наиболее интересно по данной теме.
На данном этапе важным приемом является проектная деятельность, т.к. в условиях проекта учащийся может проявить себя в разных качествах в зависимости от темы проекта, уровня группы и даже возраста(при разновозрастных группах)
На последнем этапе закрепляются навыки общения в ходе дискуссий и дебатов.
Причем учащиеся, выбирая экзамен, знают, что большинство вопросов в билетах идет на сравнение и сопоставление разных процессов и явлений.
Глава 2 Экспериментальное решение использования коммуникативных технологий на уроках литературы в 7 классе
2.1 Организация эксперимента и критерии его успешности
Экспериментальное исследование, направленное на разработку форм и приемов организации учебной деятельности с использованием КТ в образовательном пространстве, строилось в ориентире на теоретические положения, разработанные в главе первой квалификационной работы.
Оно проводилось в три этапа:
На первом этапе формировалось содержание проекта изучения древнерусской литературы в 7 классе.
На втором этапе происходила апробация экспериментальной методики изучения древнерусской литературы с применением КТ, уточнялись гипотеза, цели, задачи квалификационной работы.
На третьем этапе обобщался собранный материал, выполнялось написание квалификационной работы.
Эксперимент проходил в МБОУ ООШ № 66 г. Томска. Участниками эксперимента стали учащиеся 7 класса.
Критерии успешности учебной деятельности в рамках образовательного проекта
Как говорилось в параграфе 1.1, в основе критериев успешности использования КТ лежит идея изменения качества образования, в частности, - повышения мотивации учащихся, проявления личностной компоненты в образовательной деятельности.
Все вышесказанное обусловливает содержание и характер критериев успешности деятельности педагога. Содержательным основанием проявления успешности в учебной деятельности может стать элемент субъектности в текстах учащихся. Качество субъектности (интуитивное, осознанное) может быть различным. Поэтому для фиксации этого качества могут использоваться тексты различных видов и жанров. Сочинения по впечатлениям, видео-презентации своих творческих находок и открытий.
Успешность эксперимента может быть представлена двумя показателями:
- разнообразием жанров. Момент разнообразия означает, что понимание, восприятия учащимися древнерусской литературы имеет индивидуальную окраску, соответствует их природным ресурсам. В этом смысле текст не определяет уровень, глубину понимания, а показывает личную включенность каждого.
- присутствие модальности разных видов. Информативным является также в обозначенном контексте наличие в текстах письменных, устных категории модальности в модально- эмоциональных и вводных конструкциях: " мне нравится", " представляет интерес", " несомненно", " к сожалению". Модально - рефлексивных: " я уверен", " я полагаю", " есть основания считать".
2.2 Описание экспериментальной методики изучения "Повести о Петре и Февронии Муромских" с использованием КТ
Цель эксперимента – показать педагогические возможности использования КТ в образовательном проекте изучения "Повести о Петре и Февронии Муромских" в 7 классе.
Эксперимент проходил в 7 классе МБОУ ООШ № 66. В состав класса входили 9 человек (Барбудько В., Вологдина К., Евтехов В., Зуева Л., Кез А., Нагорнов А., Почекутов К., Топоров С., Щербаков Р., Щербакова Т.).
Учитель работал на основе программы В.Я. Коровиной, В.В. Коровина и др. Как уже говорилось, авторы этого текста ставят перед собой цели и задачи, реализующие освоения литературы как нравственно-этического ресурса и как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое отражение действительности.
Творчество Ермолая-Еразма и его произведение "Повесть о Петре и Февронии Муромских" по программе В.Я. Коровиной, В.В. Коровина и др. изучается в течение трех часов. (Прил.1) С произведением учащиеся знакомятся самостоятельно.
В экспериментальной программе на конкретном предметном материале показана возможность использования КТ в реальных условиях педагогической практики.
Апробация проходила как проверка гипотезы, обозначенной в теоретической части.
Гипотеза. Педагогические возможности использования КТ на уроках литературы в 7 классе могут быть реализованы, если учитель - понимает педагогический ресурс работы с информацией, которая включается в образовательный проект;
- создает адекватное этому ресурсу коммуникационное обеспечение в образовательном проекте;
- формирует на основе двух обозначенных позиций свой методический сюжет.
Проект экспериментальной программы включал в себя детально разработанные виды уроков:
-урок – задание с элементами мультимедиа, схем, алгоритмов;
- урок-проблематизацию с элементами мультимедиа;
- урок-культурологический диалог с элементами видео-презентаций.
Реализуя экспериментальный проект, сформированный для обсуждения обозначенной гипотезы, на первом этапе изучения
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи. М.: Просвещение, 2010.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Социология в России / под ред.В.А. Ядова. М.: 1996.
4. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 2004.
5. Бельгибаева Д.А. Принципы коммуникативного обучения инострвнным языкам.//Вестник КАСУ.-2005.- №2.-с.21-22.
6. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием»: учебник для5-6 кл.-О.: Титул,2010.
7. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-2002.-№3.-с.39-41.
8. Галиакбирова Р.Р. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников. URL: #"justify">. Драгунова Г.В. Подросток. М.: Знание, 1976.
9. Диагностика и развитие компетентности в общении / авт. - сост.: Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 1991.
10. Дроздова А.К. Формирование коммуникативных компетенций на уроках музыки в начальной школе. URL: #"justify">. Жидкова Н.И. Развитие профессиональной компетентности учителя на основе овладения инновационными компонентами деятельности проектирования учебного процесса // Методист. 2003. №5. С.18 - 20.
11. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия.//Учитель.-2001.-№1.-с.13-15.
12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Учителю о педагогическом общении URL: #"justify">. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С.3 - 12.
13. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. URL: #"justify">. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М.: Просвещени
14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителя иностр.яз.-М.: Просвещение,1985.-208с.
15. Пассов Е.И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности.-Воронеж,1980.
16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.-М.:Просвещение,1988.-223с.
17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.//ИЯШ.-1991.-№2.-с.3-10.
18. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Просвещение, 1999.131 с.
19. Семенова И.И. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. URL: #"justify">. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка // Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. URL: #"justify">. Современный словарь иностранных слов. Толкование, употребление, словообразование, этимология / под ред.П.Н. Федосеева. М.: Феникс, 2009.960 с.
20. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка.//ИЯШ.-2002.-№3.-с.41-46.