Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к познавательному развитию дошкольников. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.
Воспитание чувства патриотизма и изучение истории родного края необходимо начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок еще не стеснён школьным курсом и восприимчив ко всему новому. Каждый регион, как и вся страна, имеет свою историю, интересные места и индивидуальные особенности.
В процессе формирования представлений о родном городе воспитателям необходимо развить у дошкольников чувство патриотизма, гордости за свой край и страну, научить ребенка беречь и сохранять природу родного края.
Изучение проблемы формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста начинали представители советской педагогики. К. Д. Ушинский, М. И. Богомолова, В. Г. Белинский, С. А. Козлова, Н. А. Добролюбов и другие посвящали свои работы аспектам нравственно-патриотического, гражданского и интернационального воспитания детей. В современной педагогике появляются новые подходы к этой проблеме, в частности работы следующих исследователей: Э. К. Суслова, С. А. Козлова, Е. Б. Алтабаева.
Поэтому изучение данной темы является актуальной, так как формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста имеет не только педагогическую и воспитательную направленность, но также и практическую значимость, так как освоенные в дошкольном учреждении знания о родном крае будут основой для дальнейшего изучения школьного краеведения.
Цель исследования - теоретическое обоснование познавательного развития дошкольников средствами представлений о родном городе.
Объект исследования – познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста как средство патриотического воспитания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
2. Охарактеризовать особенности патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте;
3. Проанализировать основные образовательные программы ДОО на предмет содержания патриотического воспитания;
4. Описать возможные приёмы и методы формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
методы исследования:
- общенаучные – анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, классификация, систематизация, обобщение.
Гипотеза исследования – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:
осуществить отбор методов, приёмов, литературных произведений, способствующих воспитанию патриотических чувств у детей;
проводить на практике формы работы с детьми, способствующие проявлению патриотических чувств в деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть полезна для педагогов и воспитателей и применяться в процессе работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВСОПИТАНИЯ
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Автор исследования изучил психологическую, педагогическую и методическую литературы по теме исследования.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности – основа нравственного воспитания. Козлова С. А. дает определение нравственного воспитания дошкольников: нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [15;65]. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормам и правилам поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. «Воспитание любви к родной стране – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей взрослые показатели проявления любви к Отечеству» [14; 99].
Отдельные аспекты проблемы патриотического воспитания анализируются в исследованиях психологов и философов. Психологические
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с.;
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва : ЦГЛ, 2007. – 156 с.;
3. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. – Москва : АРКТИ, 2003. – 168 с.;
4. Белякина И. А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования // Интерактивное образование. – 2017. – №69. – С. 1-2;
5. Виноградова А. М Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва: 1999. – 215 с.;
6. Выготский Л. С. Педагогическая. – М.: Академия, 2009. – 420 с.;
7. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах: учебно-методическое пособие. – Москва : Педагогическое общество России, 2016. – 192 с.;
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. Герцена, И.А. 2015. – 321 с.;
9. Жариков А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.;
10. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. – Москва : Просвещение, 1990. – 176 с.;
11. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.25-27;
12. Ильина Л. С. Воспитание историей родного края // Воспитание дошкольников. – 2016. – №3. – С. 83- 85;
13. Кобзева Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01. – Волгоград, 2014. – 347 с.;
14. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.;
15. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2017. – №9. – С. 98- 101;
16. Комарова Т. С., Пантелеева Н. Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – Москва : Педагогика, 2015. – №1. – С. 30-35;
17. Крупка Т. И., Самборенко Л. Ф. Ознакомление дошкольников с малой Родиной // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56-66;
18. Лосева А. Ю. Как помочь ребенку полюбить родной город // Детский сад от А до Я. – 2003. – №3. – С. 90-94;
19. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1. – С. 55-60;
20. Мельникова Н. В. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82-85;
21. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.;
22. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с.;
23. Пантелеева Н. Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. – 2017. – №2. – С. 64-69;
24. Погудкина Ю. А. Воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №1. – С. 108-113;
25. Рыбалова И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 45-55;
26. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – Москва : Просвещение, 1991. – 186 с.;
27. Хурда Т. А., Ситникова Л. А. Воспитываем любовь к родному городу // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. – С. 25-28.