Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в обществе растет интерес к инклюзивному образованию и помощи людям с различными задержками в развитии. Президент страны и руководители регионов с большим вниманием относятся к продвижению и развитию данного вопроса.
Нужно отметить, что в последние годы министерство образования сделало многое для развития данного направления. Прежде всего, правительство разработало ряд законопроектов направленных на продвижение инклюзивного образования и создание благоприятных условий учебы для особых школьников.
Так же нужно отметить, что по стране открываются новые учебные заведения, специальные центры и интернаты для особых детей. С другой стороны следует отметить, что в этой системе имеются серьезные недостатки.
Дело в том, что законодательное регулирование данного вопроса остается недостаточным. Например, сегодня нет единого и четкого стандарта обеспечения учебных заведений с инклюзивной средой специалистами широкого профиля. Нет до сих пор четкого представления о квалификации тьюторов и т.д.
Второй большой проблемой является квалификация персонала дополнительных образовательных учреждений для лиц с ОВЗ. Как правило, они позиционируют себя как центры дополнительного развития таких людей. При этом возникает вопрос о стандартизации самого образовательного процесса и процесса медико-психологического сопровождения таких людей.
Цель исследования – выявить особенности нормативно-правовых основ реализации специального образования в современных условиях.
Гипотеза исследования – действующее сегодня законодательство в неполной мере обеспечивает реализацию специального образования для детей с ОВЗ, так же оно не обеспечивает контроль над реализацией инклюзивного образования и инклюзивной среды.
Объект исследования – специальное образование.
Предмет исследования – нормативно-правовые основы реализации специального образования в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Дать определение специальному образованию.
2. Дать определение инкюзивному образованию.
3. Выявить особенности нормативно-правового регулирования специального образования детей с ОВЗ.
4. Выявить особенности обеспечения прав детей с ОВЗ в России.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования:
• анализ;
• синтез;
• сравнение;
• обобщение;
• дедукция.
Методологическая основа исследования:
• анализ;
• сравнение;
• дедукция.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы согласно логике исследования, заключения и списка литературы.
1. Специальное образование и коррекционные образовательные учреждения
1.1. Понятие о специальном образовании
Цензовое образование – это специальная система, предназначенная для детей, имеющих ограниченные возможности. Рассмотрим подробнее процесс ее образования в нашей стране.
Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение [3, 12]:
• сады-ясли;
• детские сады;
• детские дома для дошкольников;
• группы при детских садах, яслях, в школах-интернатах.
По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей. Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.
На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания. Цензовое образование – это система, которая основывается на принципе отклонения в развитии. Для малышей с разнообразными проблемами создаются дошкольные группы (отдельные учреждения) следующих видов [3, 9]:
• с нарушениями слуха (слабослышащих, глухих);
• с серьезными нарушениями интеллекта (для умственно отсталых детей);
• с дефектами речи (фонетико-фонематическим недоразвитием, с заиканием);
• с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.
Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ [1, 17].
Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.
Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях. Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.
Цензовое образование – это бесплатная возможность для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, получать знания, умения, навыки, необходимые им для социализации [4, 15].
Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.
Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Специальное образование. История отечественного и иностранного подхода. – Казань: Меридиан, 2021. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Специальная педагогика в России. Правовое регулирование. – Воронеж: Альянс, 2020. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Специальное образование и инкюзивное обучение. История вопроса. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Инкюзивное обучение. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Кулагина Е.В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 10. С. 1944-1971.
6. Лебедев О.М., Носов М.С. Специальное образование и инкюзивное обучение. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 2018. 447 с.: ил.
8. Медведева Н.А. Петрова М.С. Специальная педагогика. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
9. Назарова Н.М. Междисциплинарный подход в специальной педагогике: история вопроса // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: матер. IX Междунар. теоретико-методологического семинара. – М., 2017. С. 10-16.
10. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Специальная педагогика. Правовое обеспечение. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
11. Семенов О.В. Борисов А.В. Специальное образование в России. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
12. Симаева И.Н., Бударина А. О., Сундх С., Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 1. С. 76—91.
13. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Специальная педагогика в вопросах и ответах. – Чебоксары: Вершина, 2021. – 558 с.
14. Тихонова Е.Е. Юридическое обеспечение инклюзивного образования. Справочник юриста и специального педагога. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 1289 с.
15. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика специального образования. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2020. – 623 с.
16. Фадеева А.Ю. Инклюзивное образование. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2021. – 588 с.
17. Фуряева Т.В. Педагогика инклюзии за рубежом: теоретико-методологический дискурс (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 6. С. 152—174.
18. Bera Ryszard. Pedagogika bezpieczeństwa w kontekście współczesnych zagrożeń w życiu społecznym // Uniwersytet Marii Curie-Skłodowskiej w Lublinie. Wydział Pedagogiki i Psychologii – VOL. XXX, 4 sectio J 2017 – s. 11–18 – s. 16
19. Civis Zaragoza Mireia, Diaz-Gibson Jordi, Fontanet Caparros Annabel. The teacher of the 21st century: professional competencies in Catalonia today // Educational studies. 2019. Nov. Р. 1-17.
20. Donohue Laura K. National Security Pedagogy: The Role of Simulations // Georgetown Public Law and Legal Theory Research Paper No. 13–004, 2013.