Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы гендерных особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте 6
1.1 Анализ проблемы развития общения и взаимодействия дошкольников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности межличностного общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками 10
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование гендерных особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте 17
2.1 Организация и методов эмпирического исследования 17
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Заключение 25
Список использования 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества происходят изменения в содержании теоретико-методологических и практических подходов в образовательной отрасли, в том числе по-новому определяется цель обучения и воспитания детей с учетом социокультурных особенностей пола. Гендерная проблематика в последние десятилетия постоянно находится в центре внимания Европейского сообщества, формирующего гендерно-правовое пространство, учитывая гендерный аспект присоединяющихся к нему стран (Hnybidenka 2006) [5].
Среди ведущих основ Федарального образовательного стандарта дошкольного образования исключительного внимания заслуживают следующие позиции: уважение к ребенку, учет индивидуального личного опыта дошкольника; предоставление приоритета социально-нравственному развитию личности, формирование у детей умение согласовывать личные интересы с коллективными.
Вопросы реализации гендерного подхода в воспитании растущего поколения в условиях современное дошкольное учебное заведение становится особенно важным. Ведь, несмотря на определенные научные достижения в этом аспекте, очерченная проблематика постоянно находится в кругу научных интересов ученых и приобретает особую актуальность. Ей посвящены научные наработки Л. Добровича, Д. Исаева, В. Кагана, Д. Колесова, И. Кона, А. Кононко, Л. Кузнецовой, А. Макаренко, Т. Репиной, Т. Титаренко В. Сухомлинского и др. (Lutsenko 2010) [3].
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить гендерные особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте
Объектом исследования являются общение со сверстниками в дошкольном возрасте.
Предметом исследования являются гендерные особенности общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: гендерные особенности оказывают влияние на основные характеристики взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте, определяя качественное своеобразие поведения девочек и мальчиков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать проблемы развития общения и взаимодействия дошкольников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
2. Изучить особенности межличностного общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками
3. Эмпирически исследовать гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Изучение гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с помощью психодиагностических методик.
Практическая значимость исследования заключается в разработке психодиагностического инструментария для изучения гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у дошкольников. Полученные данные могут лечь в основу развивающей программы, направленной на развитие взаимоотношений со сверстниками у дошкольников с учетом гендерных особенностей.
База исследования: МБОУ № 46 г. Ирж
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены научные представления о гендерных особенностей взаимоотношений со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте
1.1 Анализ проблемы развития общения и взаимодействия дошкольников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
В науке общение рассматривается как взаимодействие и установление контактов между индивидами, результатом которого является влияние друг на друга, обмен информацией, избрание определенного направлении совместных действий, а также восприятие и понимание собеседника. Это явление направлено на удовлетворение потребности в контактах с другими. Оно характеризуется не только большим влиянием на развитие психики человека, но и для формирования культурного поведения. Через разные формы взаимодействия, благодаря способности человека к приобретению опыта, она формирует в свойстве характера, способствует становлению характеристик субъекта, становится личностью [3, с. 205]. Известно, что все это вызвано социумом, в котором находится индивид.
В широком толковании общение – это особая форма психической активности и одновременно важное условие образования человеческого общества, а также фактор становления конкретного индивидума. Его социальным Наполнением является поиск и сохранение знаний, из которых возникает культурно - исторический багаж культуры, предназначенный для потомков. Это значимый фактор становление личности [37, с. 365].
Оно рассматривается как средство взаимодействия между людьми. Это своеобразная пирамида, основу которой составляют важные компоненты. Феномен является направленным на понимание других его участников, целью чего является обмен с ними сведениями, конкретные действия с другими (сотрудничество) и, одновременно, переживания особого эмоционального удовольствия от него, являющегося значимым следствием [39, с. 216]. Как видим, этот вид активности предполагает возникновение и усовершенствование контактов меж членами группы, в базу которого заложена потребность в совместной деятельности. До его структуры входят: восприятие, познание и понимание участников взаимодействия (перцепция); обмен мнениями, знаниями (коммуникация); избрание единых направлений взаимодействия (интеракция).
В психологии рассматривают многие виды этого парадокса. Да, по количеству индивидов, говорят о: непосредственные контакты знакомых многочисленные отношения незнакомых персоналий или обращение к жителям города (деревни, региона, страны) через средства массовой информации (массовое).
Если брать за базу наличие социальных составляющих, то различают: межличностное (взаимодействие отдельных людей с присущими им индивидуальными свойствами методом организации общих действий); ролевое (отношения, при которых поведение участников зависит от социальных ролей с определенными функциями).
Ролевого принадлежит и деловое общение, сущность которого заключается во взаимодействии между ними собеседниками с определенными социальными позициями, в основе которых заложены социальные роли и функции; его задача заключается в решении конкретных вопросов, возникающих в процессе жизнедеятельности, налаживание совместных действий
Эмоциональное развитие ребенка В. Котырло рассматривала как важное условие в развитии всех других сфер личности. При этом она особо подчеркивала значение чувств в нравственном развитии подрастающей личности. Ведь нравственная воспитанность неизбежно опирается на способность человека к сопереживанию, сострадания и помощи другому, то есть на способность к проявлению гуманных чувств. Последние не даны ребенку от рождения и проходят длительный путь своего развития. Однако развитие гуманных чувств возможно обеспечено только в тех случаях, «когда они под влиянием дружелюбного отношение педагога и близких взрослых испытывают положительные эмоции. Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе реального взаимодействия ребенка со взрослыми и ровесниками, их развитие тесно связано с формированием нравственно-нравственных представлений детей, становлением опыта собственного поведения» [4].
Важная особенность межличностных отношений – эмоциональная основа, которая указывает на принятие или непринятие тех или иных лиц конкретным субъектом.
Она определяет положительное или отрицательное отношение к конкретному человеку, а также стремление к контактам с ним, меру удовлетворенности от таких контактов.
Содержание совместной деятельности в значительной степени определяет и характер межличностных отношений (эмоциональное отношение) и характеристики социальной среды в которому она происходит. Отношения между отдельными личностями являются тем основой, названной наукой типом взаимодействия и степени его выразительности.
Обычно под ней понимают взаимосвязанные процессы информационного обмена направленными на выполнение совместных действий. Здесь наблюдается обмен мнениями, возникает чувство принадлежности к сообществу, согласовываются действия его членов, возникают общие предпочтения, происходит прогнозирование результатов взаимной деятельности; согласование необходимых ролей. Все это позволяет функционировать взаимному регулированию, контролю, взаимовлиянию и выявлению взаимопомощи между участниками совместной деятельности [26, с. 215]
В дошкольном возрасте общение приобретает качественно новые признаки. Да, М. Савчин отмечает появление межличностных отношений с ровесниками. Взаимодействия между дошкольниками приводит к возникновению коллектива, сообществ. Среди основных факторов таких
Фрагмент для ознакомления
3
Список использования
1. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. - No10. -С. 14 - 17. (3)
2. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. – М., 2015.
3. Артемова, Б.Т. О характере взаимоотношений среди дошкольников. – М., 2013.
4. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина. Ярославский педагогический вестник. – 2012. - No1. – Том II. – С.291-294.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 2012. - 328 с.
6. Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
7. Бондаренко, А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 2010. – 28 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2008. – 274 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2009. No6.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? // АСТ, 2008 – 153с.
11. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Е.А. Гущина. - М.: Буки- Веди, 2013. - 238 с.
12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакцией Репиной Т.А. – М., 2015.
13. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - No 4. – С. 29-33.
14. Запорожец, А.В., Усова, А.П. Психологияи и педагогика игры дошкольника. / Изд. «Просвещение». М., 2007.
15. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения [Текс]: Пособие по спецкурсу. - Ростов н/Д : РГПИ, 2014. - 80 с
16. Иванова Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. – М.,2014. - 76 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива : учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Минск : «Вышэйшая школа», 2013 – 109с.
18. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
19. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 2013.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]/ М.И. Лисина - СПб.: Речь, 2009. - 204 с.
21. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. 1. : Общие основы психологии : учебник / Р.С. Немов. – Москва : Владос, 2012. – 687 с.
22. Нечаева, В.Г. и др. Формирование коллективных взаимоотношений детей. – М., 2011.
23. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2010.
24. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Репиной Т.А. – М, 2011. - 200 с.
25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды место издания: Москва: Просвещение: 2008г. - 659 с.
26. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. – М., 2009. - 350 с.
80
27. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. – М., 2014.
28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М., 2009.
29. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2010. - 232 с.
30. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузской - М.: Педагогика, 2009 – 262 с.
31. Рояк, А.А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников / Психолого-педагогические приемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. – М, 2008.
32. Рузская, А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. – М., 2014.
33. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.
34. Усова, А.П.: Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2008.
35. Усова А.П.: Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: 2009. с 38-48.
36. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе: учеб.-метод. пос. [Текст] / Н.В. Финогенова. - Волгоград: ВГАФК, 2007. - 52 с.
37. Шипицына, Л.М. «Азбука общения» СПб: «Детство-Пресс», 2010
38. Щербакова, Е.И.: Формирование взаимоотношений детей в игре. – М.:
Просвещение, 2014. – 80.
39. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.А. Цукерман – Томск.: Пеленг, 2015. - 362 с.
40. Цукерман, Г.А. Ребенок в коллективе сверстников. // Дошкольное
воспитание. 1997, No4.
41. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей, М., 2014.