Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Первая попытка разделения на права и свободы человека и гражданина была проведена в Конституции России 1993 г. Тогда права гражданина определили его устойчивую политико-правовую связью с государством и обозначались как гражданство. Они охватывают всю сферу отношений индивида с государством, которое не только должно охранять, закреплять, соблюдать, и защищать их, но и активно содействовать их реализации. Однако у любого индивида, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он гражданином или лицом без гражданства, имеются неотъемлемые права человека, которые защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом, а в случае их нарушения к ним могут применяться международно-правовые санкции.
В содержание гл. 2 Конституции России есть перечень прав и свобод, который включает в себя группы: личные; политические; социально-экономическими и культурными права человека.
Обязанность – это необходимое должное поведение человека. Она не всегда осознается индивидом, поэтому в некоторых случаях может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей прописывает определенные виды и нормы поведения, которые распространяются на всех лиц, проживающих в государстве. Так, например, в Конституции РФ в ст. 57 указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а в ст. 58 сохранять природу и окружающую среду.
Объектом исследования являются права и обязанности человека, закрепленные в законодательных актах России.
Предмет исследования составляют материалы учебной и научной литературы, посвященные личным правам и свободам, обязанностям человека, а также законодательные акты, их закрепляющие в России.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие прав и обязанностей человека в России, а также рассмотреть разновидности прав и обязанностей.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и классификацию конституционных прав и свобод;
- исследовать личные права;
- проанализировать политические права и свободы гражданина;
- рассмотреть социально-экономические права и свободы гражданина;
- определить обязанности человека и гражданина;
- рассмотреть классификацию обязанностей и их особенности.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и пятью параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Конституционно-правовая характеристика прав человека и гражданина в РФ
1.1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод
В Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее – Конституция РФ) закрепляются базовые правовые положения, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2), «… признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права … Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 1–2 ст. 17 Конституции РФ), «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими …» (ст. 18 Конституции РФ) и т.д. При этом нормативные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности для Российской Федерации (далее – Россия, РФ) носят не абстрактный декларативный характер, а имеют конкретное наполнение содержания соответствующих личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина РФ, и предусматривают, что признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанность российского государства. При этом права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются государством, что является не просто конституционно-правовыми нормами, а международно-правовой обязанностью России перед международными организациями и мировым сообществом в целом. Поэтому действенная реализация и зашита прав и свобод человека и гражданина выступают основными критериями зрелости гражданского общества в России, точно также как и в другом демократическом правовом государстве .
Общепризнано, что одним из важнейших конституционных прав человека и гражданина является право на судебную защиту и согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод …» путем обращения в суд, т.е. в государственный орган судебной власти, через функции которого реализуются и защищаю признанные конституционные и иные права и свободы человека и гражданина в России. Именно демократическое правовое государство и гражданское общество, международные стандарты прав и свобод человека и гражданина однозначно предполагают не только возможность, но и гарантированность судебной защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также обращение в межгосударственные судебные органы, о чем предусматривается ч. 3 ст. 46 Конституции РФ «Каждый вправе … обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека …».
Автор разделяет международно-правовой подход, что для России, как в правовой системы, так и на государственном и муниципальном уровнях в целом приоритетным должны быть фундаментальные положения Венской декларации 1993 г., что «… священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод …», «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны» и т.д. Поэтому каждое государство и общество нуждается в формировании последовательной и эффективно организованной системы государственного и общественного контроля над соблюдением, защитой и гарантированностью прав и свобод человека и гражданина. При этом система органов осуществления правосудия, а также правоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры и адвокатуры, и в полном соответствии с применимыми международными стандартами должны стоять на страже соблюдения, защиты и гарантированности прав и свобод человека и гражданина .
Особо следует обратить внимание на «неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность» двух «поколений» прав человека – личных, политических, социальных, экономических и культурных. При этом под международно-правовыми признанными, и к которым относятся конституционные права и свободы человека и гражданина, как правило, многие представители государств относят личные и политические права и свободы, и которые также во многих случаях не соблюдаются.
При этом личные и политические права и свободы в сознании судейского и во многом юридического сообщества в большей степени понимаются как «настоящие» права и свободы человека и гражданина, чем соответствующие социальные, экономические и культурные права и свободы. Зачастую органы судебной власти, прокуратуры и другие органы правоохранительной системы не всегда воспринимают нарушения конкретных социальных и экономических прав и свобод, и бездействие органов публичной власти в обеспечении и защите этих прав как правонарушения, а, соответственно, подлежащие правозащитному исправлению с восстановлением нарушенных прав и свобод, а связывают их с социально-экономической политикой государства, недостаточностью экономических и социальных возможностей. Тогда как судебная и правозащитная деятельность в целом является конституционно-правовым инструментом воздействия человека на публичную власть для обеспечения и защиты своих прав и свобод .
Анализу конституционно-правовых основ, понятия, видов, особенностей и иных характеристик прав и свобод человека, в том числе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, посвящено много публикаций в юридической литературе и информационных ресурсах. Такой интерес является закономерным, так как практически все страны мирового сообщества стремятся позиционировать себя как демократическое правовое государство, которое основывается на верховенстве права и закона, разделении ветвей государственной власти, признании человека и его прав и свобод высшей ценностью, и иных общеправовых основах и принципах, что не исключает продолжение исследования некоторых вопросов о конституционно-правовых, теоретических и практических основах прав и свобод человека и гражданина, и предложить их авторское понимание.
В качестве базовых обязательных элементов, выделяемых в структуре конституционно-правового статуса личности принято выделять: правосубъектность; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; принципы их реализации; основы ограничения прав и свобод человека и гражданина; принципы правового регулирования гражданства; основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
По мнению Е. И. Козловой, перечисленные конституционные положения, отражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве».
С. А. Авакьян указывает, что вопрос о положении личности – это один из главных вопросов содержания конституции. Это связано с тем что в правовых демократических государствах высшей ценностью признаются именно права и свободы человека и гражданина, и они являются основополагающим фактором в содержании законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти .
Тем самым конституционные права и свободы человека и гражданина являются базовым конституционно-правовым институтом. Основным и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, которая наряду с главой 1 Конституции РФ составляет «ядро» Основного закона России.
В российской конституционно-правовой науке сложилось несколько концепций по вопросу соотношения понятий «основные» и «конституционные» права человека и гражданина, начиная от их отождествления и заканчивая насыщением их разным содержанием. Можно отметить, что в настоящее время преобладает научная концепция, направленная на признание всех конституционных прав и свобод человека как основными.
Например, Б. С. Эбзеев, говоря об «основных правах» подразумевает под ними права, закрепленные в Конституции. Аналогичное мнение высказывают А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин .
По мнению автора, конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, следует рассматривать как основные (конституционные, базовые) в правовом статусе личности. Их эффективная реализация и защита направлены на претворение в жизнь иных прав человека и гражданина, закрепленных в нормативных правовых актах РФ.
В настоящее время основу всех функций современного Российского государства, деятельности законодательных, исполнительных, судебных и иных органов власти составляет приоритет прав и свобод человека и гражданина. Создание действенного механизма по обеспечению их реального претворения в жизнь есть залог государственной и национальной безопасности, сохранения государственного суверенитета.