Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Он является основополагающим в развитии личности.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одного периода жизни к другому. По всем направлениям развития происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
В подростковом возрасте формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Актуальность данной темы обоснована тем, что подростковый возраст считается особенно эмоционально насыщенным. Изучение эмоционального развития подростков занимает в психологии ведущую роль. В последнее время проблема эмоционального развития становится все более актуальной.
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет: особенности эмоционального развития детей в подростковом возрасте.
Цель: рассмотреть эмоциональную сферу подростков.
Гипотеза: гендерные различия определяют особенности развития эмоциональной сферы подростка.
Задачи:
- рассмотреть понятие подросткового возраста в психолого-педагогической литературе;
- раскрыть понятие, виды и роль эмоций;
- изучить особенности эмоционального развития подростков;
- определить причины и последствия нарушения эмоционального развития;
- экспериментально изучить особенности эмоционального развития в подростковом возрасте.
Экспериментальная база: МБОУ СОШ №22 г.
В эксперименте участвовало 51 учеников седьмых классов. Средний возраст испытуемых 13-14 лет.
Для исследования были использованы следующие методики:
- наблюдение;
- беседа;
- опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин);
- методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» (М.А. Манойлова).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие подросткового возраста в психолого-педагогической литературе
Подростковый возраст - это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец.
По мнению А.Г. Шмелев, подростковый возраст можно охарактеризовать стремлением к освобождению от детских отношений зависимости, рассматриваемый в пределах от 13 (у девочек), 14 (у мальчиков) до 17 лет [26, с.29-30].
Хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. В психологии до настоящего времени ведутся прения о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения.
В периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, акцент делается не на физическом развитии организма, когда подростковый период рассматривается как пубертатный, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами [27, с.61].
Одним из первых, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.
Ж.Ж. Руссо охарактеризовал подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь сам». При этом Руссо подчеркнул важную особенность данного периода - рост самопознания. В своем, вышедшем в 1762 году романе «Эмиль» он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. [18, с.34].
Идеи Руссо получили развитие в работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году. Он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания, периодом «Бури и натиска», преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». [3, с.37].
Биогенетические и социогенетические теории развития личности обращают основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально - психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов. В данных теориях можно отметить, теорию рекапитуляции С. Холла. Для него подростковый возраст, охватывающий период с начала полового созревания (12 - 13 лет) до наступления взрослости (22 - 25 лет), эквивалентен эпохе романтизма. Его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения.
В противовес биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории пытаются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. К. Левин ставит жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, при этом ограничивая его социумом и исключая происхождение, генетические особенности.
Классические психологи, рассматривали личность подростка уже на качественно ином уровне. Известный психоаналитик З. Фрейд, считавший, что личность, это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил, говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Этапу подросткового периода он отводит следующие особенности.
В периодизации З. Фрейда подростковый возраст варьируется с 12 до 18 лет и называется генитальной стадией. Характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний [10, с.50].
Важное место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не сводим к природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза, ограничиваемая, им 14-17 годами характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие «Я», возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности.
Н.Д. Левитов предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление. Идентификация - механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности. Обособление - механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.
Подростковому периоду А.Л. Свеницктй отводит следующее место. Отрочество от 11-12 до 15-16 лет - это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родителям. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление идентифицировать себя с себе подобными порождает большую потребность в друге. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба в отрочестве благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве [23, с.67].
Н.Д. Левитов рассматривает подростковый возраст как «маргинальный» период, когда ребенок находится на пути к его месту в обществе; когда происходит его проникновение в общественную жизнь взрослых [14, с.75].
Содержание процесса социализации подростка, основываясь на подходе Г.М. Андреевой, состоит из трех сфер: деятельность, общение, самосознание. Общей для всех этих сфер характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей подростка с внешним миром.
1. Сфера деятельности. На протяжении всего процесса социализации подросток осваивает все новые и новые виды деятельности. Дети подросткового возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Подростки участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д.
Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности. Однако по сравнению с младшим школьным возрастом, учебная деятельность подростка существенно меняется. Качественно изменяется мотивация учения. Подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами социального порядка: желанием выполнять свой долг учащегося, лучше подготовится к будущей работе, добиться почетного места в коллективе. В хорошей успеваемости он видит проявление не только личного достоинства, но и общественной значимости своей личности, т.е. стремиться и к общественной оценке, и к личному самоутверждению.
Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «Я и моя полезность для общества», «Я и мое
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов Б.Н. Методики и технологии социального педагога. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Проспект, 2016. - 206 с.
3. Андреева Г.М. Функции общения // Психологический журнал. - 2020. - №3. - С. 55.
4. Буров А.С. Психология особенного развития личности подростка. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
5. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства // Школьный психолог. - 2019. - №4. - С. 17-20.
6. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 224 с.
7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - М.: РИОР, 2020.- 248 с.
8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 320 с.
9. Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 160 с.
10. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. 2019. - №5. - С. 50.
11. Ковалев А.Г. Возрастная психология. - М.: Наука, 2019. - 316 с.
12. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Эксмо, 2017. - 270 с.
13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Академия, 2019. - 471с.
14. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
15. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. - М.: Высшее образование, 2018. - 256 с.
16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Академия, 2019. - 368 с.
17. Петровский А.В. Педагогика. - М.: Гардарики, 2006. - 377 с.
18. Руссо Ж.Ж. Подростковый период развития // Психологический журнал. 2005. - №9. - С. 34.
19. Свеницкий А.Л. Социальная психология. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
20. Социальная педагогика: курс лекций. / Под общей редакцией М.А. Галагузовой. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
21. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 2005. - №1. - С. 39.
22. Франсуаза Дольто. На стороне подростка: URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/35792.php
23. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2020. - 272 с.
24. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. - М.: Софа, 2018. - 272 с.
25. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Папирус, 2017. - 208 с.
26. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт // Школьный психолог. - 2021. - №5. - С. 29-30.
27. Эльконин Д.Б. Педагогика. - М.: Пидкасистог, 2006 - 324 с.
28. Эльконин Д.Б. Педагогика. - М.: Пидкасистого, 2006 - 324 с.
29. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте // Психологически журнал. - 2018 . - № 11. - С. 37.