Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время развитию речи школьников придается особое значение, так как это определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Речевое развитие влияет на освоение новых программ, т.к. на первое место ставится обучение русскому языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации.
В связи с этим возникает необходимость активизировать работу по развитию монологической речи. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи [38].
Особое значение развития монологической речи имеет в начальной школе, когда у учащихся ярко выражено стремление к знаниям, активность, любознательность, повышенная восприимчивость и эмоциональность.
Как отмечают психологи, монологическая речь активизирует познавательную деятельность младших школьников, развивает их логическое мышление и память, учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом, способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов детей, обеспечивает развитие эмоциональной сферы. Младший школьный возраст является особенно благоприятным не только для освоения монологической речи, но и для воспитания потребности в ее совершенствовании. То, что заложено в начальной школе, является крепкой основой для дальнейшего успешного обучения учащихся.
Психологическая природа монологической речи, ее механизмы и особенности развития раскрываются в трудах Л.С. Выготского [5], А.А. Леонтьева [17], С.Л. Рубинштейна [31]. Все исследователи отмечают сложную организацию монологической речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Особое внимание развитию монологической речи младших школьников уделяются в лингвистической и методической литературе - в работах М.Р. Львова [20], Т.А. Ладыженской [14], Н.С. Рождественского [30].
В то же время анализ литературы показывает, что монологическая речь младших школьников изучена недостаточно: обычно анализируются трудности, связанные с усвоением того или иного раздела школьного курса русского языка, указываются фактические ошибки, которые допускают ученики в своих ответах. Недостаточно исследованы методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие монологической речи младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать методику, обеспечивающую эффективное развитие монологической речи младших школьников.
Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: развитие монологической речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития монологической речи у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать методы и приемы развития монологической речи у детей младшего школьного возраста.
3. Изучить опыт работы учителей начальных классов по развитию монологической речи у детей младшего школьного возраста.
4. Реализовать комплекс методов и приемов по развитию монологической речи у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития монологической речи у детей младшего школьного возраста
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития монологической речи у детей младшего школьного возраста
Одна из задач исследования - изучение психолого-педагогической сущности развития монологической речи младших школьников. Для решения данной задачи необходимо рассмотреть понятия «речь», «монологическая речь».
В психологии речь изучается с точки зрения высшего познавательного процесса. А.В. Петровский определяет речь как сложившуюся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованную языком. Речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности [31, с. 47].
В лингвистике речь рассматривается с разных сторон. О. С. Ахманова определяет ее как деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива; как разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств; как вид синтаксического построения высказывания [1, с. 39].
А.В. Текучев выделяет основные виды речи человека - это устная и письменная, диалогическая и монологическая, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и неосознаваемая) [36, с. 68].
Монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь - это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.
Выделяются три основных вида монологической речи:
Описание - это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру. Можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога.
Повествование - тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений. Повествование - это другой тип монолога - существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.
Рассуждение - это тип монологической речи в форме доказательства, это «особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику». Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Как отмечает Л. В. Щерба, диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого [42, c. 75].
Л. В. Щерба характеризует монолог как более сложный вид речевой деятельности, в отличие от диалога. Монолог не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов для продолжения речи. Для того чтобы быть понятным слушателям, монологическое высказывание должно строиться логично, развернуто, последовательно [42, c. 77].
В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Монологическая речь используется с разной коммуникативной целью: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения.
Автор отмечает, что монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
А. Р. Лурия относит к основным свойствам монологической речи односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развер¬нутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется [19, с.57].
А. А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, боль¬шая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог как целое» [17, c. 31].
Т. А. Ладыженская обращает внимание на то, что монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи [15, с.78].
Как отмечает А.А. Леонтьев, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2019. - 608с.
2. Бакулина Г.А. О работе над изложением на уроках русского языка // Начальная школа. - 2021. - №6. - С. 22.
3. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов на Дону: Феникс, 2017. - 299с.
4. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Просвещение, 1983. - 322с.
5. Выготский Л.С. Психология. - СПб: Питер, 1999. - 1008с.
6. Гладкова А. П. ФГОС НОО. Внеурочная деятельность. Формирование исследовательских умений у младших школьников. - М.: Планета, 2018. - 48 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2018. - 233 c.
8. Жесткова Е.А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 173.
9. Казакова М.Н. К проблеме речевого развития младших школьников // Начальная школа. - 2017. - №1. - С57.
10. Карандеева Т.В. Развитие творческих способностей при обучении сочинению // Начальная школа: Плюс до и после. - 2018. - №3. - С. 22.
11. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе //Начальная школа плюс до и после. - 2018. - №3. - С.15.
12. Корепина Л.Ф. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. - 2021. - С. 30.
13. Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2020. - №10. - С.33.
14. Лозовская В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 2019. - № 9. -С. 53.
15. Лурия А.Р. Язык и мышление. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 264 с.
16. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2019. - 472с.
17. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2019. - №8. - С. 56.
18. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. - М.: Флинта: Наука, 2020. - 256 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2017. - 466с.
20. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 564с.
21. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - М.: Флинта, 2016. - 172с.
22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРТИ, 2018. - 298 с.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2009. - 631с.
24. Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просвещение, 1990. - 298с.
25. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с.
26. Салаватова Т.Д.. Работа над развитием речи // Начальная школа. - 2021. - №2. - С.29-30.
27. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2020. - 124 с.
28. Текучев А.В. Теория и методика русского языка. - М.: МГПИ, 2016. - 189 с.
29. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - М.: Перспектива, 1995. - 373с.
30. Ушакова Ю.А. Развитие устной монологической речи школьников на минутке чистописания // Начальная школа. - 2021. - № 11. - С. 47.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации // Вестник образования. - 2020. - №2. - С. 50-57.
32. Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой. - М.: Прогресс, 2018. - 406 с.
33. Черемисина Н.А. Точность и лаконичность - важные коммуникативные качества речи младших школьников языка // Начальная школа. - 2021. - №12. - С. 22.
34. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. - СПб: Питер, 2018. - 322с.
35. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Высшая школа, 1974. - 208с.