Фрагмент для ознакомления
2
воспитания и образования дошкольников, охраны и укрепления психофизического здоровья детей, развития их самостоятельности и творчества, обеспечении эмоционального и социального благополучия.
Опираясь на результаты исследований Е.П. Арнаутовой и результаты наблюдений, обозначим существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и детского сада:
1. Со стороны педагогов:
• недостаточная подготовленность в вопросах оздоровления, социокультурного развития детей;
• неготовность использовать инновационные подходы к сотрудничеству с родителями воспитанников;
• низкий уровень педагогического общения с родителями;
• некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;
• игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.
2. Со стороны родителей:
• непонимание важности и самоценности периода дошкольного детства;
• недооценка или игнорирование роли сотрудничества с педагогами образовательной организации;
• низкий социально - культурный уровень большинства родителей;
• некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.
Необходимо учитывать, что сегодня осуществляется поиск новых путей и способов взаимодействия детского сада и семьи как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе, разработка новых продуктивных моделей сотрудничества с родителями, основанных на тесном контакте и взаимопроникновении детского сада и семьи с целью развития личности как детей, так и взрослых. Современные родители испытывают значительные трудности в семейном воспитании, совершают серьезные ошибки, обусловленные недостаточностью психолого-педагогических знаний, непониманием специфики дошкольного возраста, неадекватностью используемых методов воспитания. В этой связи основные усилия педагогов следует направить, в первую очередь, на повышение уровня педагогической компетентности родителей. Важно показать родителям, что основными воспитательными факторами развития личности ребенка, помимо их непосредственного влияния, выступают психологический микроклимат семьи, система принятых социально - нравственных ценностей и установок, характер взаимоотношений, позитивные семейные традиции, степень образованности и общей культуры родителей, др.
Одна из задач дошкольной организации состоит в определении путей развития у детей социокультурных представлений и ценностей . Грамотная организация деятельности, направленной на социокультурное развитие старших дошкольников, строится, в первую очередь, на основе понимания и учета возрастных особенностей ребенка дошкольного возраста. Одной из современных технологий, адекватных специфике дошкольного возраста, является проектная деятельность дошкольников. Проектный метод, используемый в воспитании, предполагает развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать, др. Коллективное творчество позволяет родителям принимать активное участие в образовательной деятельности детского сада, выступая субъектом образовательного процесса. Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной – это во многом зависит от их желания и возможностей.
В работе А.Ю. Кремляковой определен ряд средств социокультурного развития дошкольников. Рассмотрим их ниже.
Художественные средства: изобразительность и образность в искусстве, музыкальное творчество, искусство кинематографа, художественная литература и др. – весьма значимы в решении задач социокультурного воспитания, т.к. способны оказать содействие эмоциональному интересу познаваемых моральных, нравственных, этических явлений.
Такие средства наиболее результативны в развитии у детей нравственных представлений и воспитании чувств.
Мощным средством социокультурного развития старших дошкольников является природа. Она способна активизировать гуманные чувства, стремление заботиться о тех, кто слабее, кто имеет острую необходимость в поддержке, оберегать их. Влияние окружающей природы на нравственно - эстетическую среду индивидуальности ребенка разносторонне, обширно и при грамотной организации работы в данном направлении служит важным компонентом формирования поведения, чувств и эмоций ребенка.
Эффективным средством социокультурного развития дошкольников считается собственная деятельность ребенка: игровая, трудовая деятельность, художественная деятельность, конструктивная и др. Каждая из них обладает собственной спецификой, но особая роль принадлежит общению, возможности которого в формировании и коррекции нравственных убеждений и идеалов неоценимы.
Наконец, значимым средством социокультурного воспитания является нравственно-психологическая обстановка, в которой проживает ребенок. Она влияет на выработку определенных нравственных качеств, активизирует весь механизм социокультурного воспитания, становится средством формирования поведения, воспитания положительных эмоций и чувств. Подбор спектра средств социокультурного воспитания обусловлен необходимостью решения определенных педагогических задач, спецификой возраста детей, степенью их познавательного развития, характером интеллектуальных способностей, др.
2.2. Интерактивное взаимодействие с детьми дошкольного возраста как условие социокультурного развития
Как показывают исследования, у современных детей в связи с ранним приобщением их к информационно-коммуникационным технологиям наблюдается развитие клипового мышления (когда задействованы слуховое и зрительное восприятие).
Переход к целостному, предметному восприятию и наглядно-действенному, а затем к наглядно-образовательному мышлению задерживается, что, естественно, затрудняет восприятие ребенком социальных ценностей и воспроизведение их в коммуникативном акте. Игнорирование данного обстоятельства могут привести к негативным последствиям в социальном развитии ребенка.
Ребенок должен иметь реальную возможность вступать в активное, деятельное взаимодействие с социальным окружением, предметно-пространственными условиями жизни. В образовательном процессе осуществляется не просто воспитание и обучение, а происходит взаимодействие личностей, где каждый имеет право высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль.
Одним из основных механизмом, опосредующим как восприятие ребенком социальных ценностей, так и передачу эмоционального состояния в процессе их освоения и принятия выступает применение интерактивного взаимодействия. Развивающий потенциал этого механизма тесно связан с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми.
Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, с кем-либо или непосредственно с самим человеком, одна из характеристик диалогических форм процесса познания.
Так, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие не только способствует повышению интеллектуальной активности субъектов взаимодействия, но и созданию условий для развития диалогического общения, формированию взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, значимых для каждого участника образовательного процесса задач.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на развитие интегративных качеств дошкольников, овладение ими коммуникативными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с целевыми ориентирами, которые ставят требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком). По - мнению Б.Ц. Бадмаева, интерактивным, является такое взаимодействие, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Суть интерактивного взаимодействия состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс взаимодействия. Интерактивное взаимодействие направлено на развитие у дошкольников следующих социокультурных навыков: активизируется индивидуальная активность дошкольника; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; формируются условия для саморазвития личности каждого ребенка. Внедрение интерактивных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боша, Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Автореф. дис…канд. пед. наук / Р.П. Боша. – М., 1988
2. Вавилова, В. С. Социально - коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ / В.С. Вавилова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1 (85). - С. 11 - 18
3. Гавриш, Н.В. Развитие словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Развитие детской речи: традиции и перспективы: Материалы конференции, посвященной 30-летию лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. – М.: Изд- во РАО, 2002. – С. 85-89
4. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис…канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. – М., 1991.
5. Городская программа «Московская семья – компетентные родители» / Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая, М.М. Цапенко. – М.: Школьная книга, 2008
6. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 5. – С. 34-35
7. Клименко, И. Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М.: Аспект Пресс, 2012. С. 3
8. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ / А.Ю. Кремлякова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013
9. Куршева, Г.А. Мордовский фольклор как средство развития творчества старших дошкольников: Автореф. дис…канд. пед. наук / Г.А. Куршева. – М., 1997
10. Леонова, Н. Н. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико - ориентированный проект / Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева / авт. - сост. Н.Н. Леонова. - Изд. 2 - е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016
11. Мирзоев, Ш.А. Народная педагогика Дагестана / Ш.А. Мирзоев. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1986
12. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ // Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. С. 96
13. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http: // минобрнауки.рф / документы / 6261
14. Пурскалова Ю.В. Педагогические условия социокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2014. N 21. С. 305
15. Ушакова, О.С. Развитие поэтического слуха как средство формирования словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974. – С. 139-142
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
17. Ханова, Т. Г. Особенности современной субкультуры детской игры / Т.Г. Ханова, В.С. Вавилова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108 - 110
18. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка // Детский сад от А до Я. 2005. N 4. С. 6
19. Шибицкая, А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми / А.Е. Шибицкая // Художественное творчество и ребенок. – М., 1972. – С. 99-111