Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Каждый год наша жизнь предъявляет нам все более высокие требования: объем знаний увеличивается из года в год, и этот объем мы взрослые должны передать детям.
Детей ждут сложные задачи, с которыми они должны справиться, взрослый должен позаботиться о том, что бы у ребенка во время и полноценно сформировалась речь. Речь является основным условием успешного образования.
Основной задачей в коррекционной работе начального обучения является своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи.
Проблема коммуникативного развития ребенка школьника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе
В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, В. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и другие) отмечается, что у детей с алалией наблюдаются трудности усвоение лексических закономерностей родного языка [11, c. 24].
Одним из клинических диагнозов при недоразвитии речи является алалия, характеризующаяся «отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка» [22, с. 37]. Иначе говоря, при алалии речь либо полностью отсутствует, либо отмечается отчетливо выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), при сохранном интеллекте и слухе.
Многочисленные исследования детей с нарушениями речи позволили накопить достаточно большой материал по различным проявлениям алалии у детей. В связи с чем были разработаны классификации алалии. В настоящем исследования нас интересуют младшие школьники с сенсомоторной алалией.
Сенсомоторная алалия сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии. Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная алалия. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико. Мало и работ, посвященных сенсомоторной алалии. Проблемой сенсомоторной алалии занимались Т.П. Гортонова, Г.И. Жаренкова, Н.И. Жинкин, А.Г. Ипполитова, Т.В. Костина, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт и др. Дальнейшее изучение детей с сенсомоторной алалией и создание целостной системы коррекционно-педагогической работы с ними является актуальной проблемой теории и практики логопедии.
В результате исследований было выявлено, что помимо нарушений всех компонентов речи, у детей с алалией наблюдаются недостатки интеллектуальных навыков, а также нарушены процессы внимания и восприятия. Все это не способствует развитию навыков коммуникации учащихся с интеллектуальными нарушениями. Поэтому необходимо создать для детей условия, соответствующие актуальному уровню развития детей [6, c. 57].
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг».
Цель исследования – теоретически изучить методы и средства развития навыков коммуникации младших школьников с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг.
Объект исследования: развитие коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями с сенсомоторной алалией при прочтении книг.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «алалия», привести классификацию ее видов;
2. Описать психолого-педагогическую характеристику младших школьников с сенсомоторной алалией;
3. Описать особенности обучению чтению младших школьников с сенсомоторной алалией;
4. Определить содержание работы по формированию коммуникативной функции речи у детей младшего школьного возраста с сенсомоторной алалией.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы изучения коммуникативной функции речи у младших школьников с сенсомоторной алалией
1.1 Определение сенсомоторной алалии в научной литературе
Алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [3, c. 25].
Алалия – это нарушение речи, которое развивается из-за органического поражения мозга у детей с нормальным слухом и интеллектом в течение первых трех лет жизни.
В работах С. Н. Шаховской, дается такое определение алалии, как «отсутствие или системное недоразвитие речевой, языковой и речемыслительной деятельности системы органического мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка с нормальным слухом и сохранными интеллектуальными инструментами» [24, c. 65].
Системное недоразвитие речи при алалии характеризуется нарушениями фонетической, фонематической, лексической и грамматической структуры. Пациенты с алалией также могут иметь нарушения, не связанные с речью, в том числе моторные (нарушение движения и координации), сенсорные (нарушение чувствительности и восприятия) и психопатологические расстройства.
Согласно психолингвистической классификации по В. А. Ковшикову, встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии [16, c. 62].
Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Импрессивная форма алалии характеризуется недоразвитием понимания обращенной речи [2].
В основе классификации алалии положены критерии учета локализации поражения головного мозга.
В настоящий момент в логопедической науке используют классификацию В. А. Ковшикова, предложенную в 1985 году. В.А. Ковшиков выделил три типа алалии [16]:
― экспрессивную (моторную) алалию;
― импрессивную (сенсорную) алалию;
― смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную) алалию.
У детей с моторной алалией наблюдаются расстройства экспрессивной речи, речевой практики, плохая беглость речи, нарушение артикуляции и другие очаговые неврологические симптомы; однако они понимают обращенную к ним речь. Больные с моторной алалией часто левши.
В зависимости от локализации поражения выделяют эфферентную и афферентную моторную алалия [14, c. 57].
Афферентная моторная алалия возникает в результате поражения постцентральной зоны (нижнего теменного отдела левого полушария) коры головного мозга. Механизмом нарушения при данном типе моторной алалии является кинестетическая апраксия, которая обусловлена нарушением отбора целенаправленных произвольных движений для артикуляционного уклада.
Эфферентная моторная алалия возникает в результате пора
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества / М. С. Авагян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК. 2015 -№ 12 (57). 196 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алксеева, В. И. Яшина Москва : Академия, 2000 400 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Социология в России / под ред. В. А. Ядова / Г. М. Андреева. Москва : 1996 144 с.
4. Бастрикова, Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен / Е. М. Бастрикова // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004 С. 43–48.
5. Бекназарова, М. Ю. Комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения / М. Ю. Бекназарова, В. В. Булгакова // Альманах института коррекционной педагогики. Выпуск № 14, 2010 214 с.
6. Белов, Р. А. Нарушение речи у школьников / сост. Р. А. Белов, Б. М. Гриншпун. – Москва : 1972 202 с.
7. Белякова, Л. И. «Недоразвитие и утрата речи» / Л. И. Белякова // журнал «Дефектология». № 4, 1988 С. 18–22.
8. Белякова, Л. И. Недоразвитие и утрата речи / ред. Л. И. Белякова и др. – Москва : 1985 143 с.
9. Битова, А. Л. Сенсорная алалия. Пути преодоления / А. Л. Битова, Е. Н. Сафронова // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25–28 сентября 2001 г. Москва : РОСИНЭКС, 2001 С. 307–308.
10. Васильева, И. И. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / И. И. Васильева. – Москва : Детство-Пресс, 2017 861 c.
11. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. Москва : АСТАстрель Транзиткнига, 2005 384 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург : Союз, 1997 224 с.
13. Гасникова, Т. В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы / Т. В. Гасникова // Практическая психология и логопедия. – 2004 № 1 (8). С. 19-20.
14. Гутник, Е. П. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого- педагогического сопровождения / Е. П. Гутник // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). Казань : Молодой ученый, 2020 С. 56-61.
15. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М.: Просвещение. - 1963.-341 с.
16. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. Санкт-Петербург : КАРО, 2006 304 с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – М.: ИНИОН, 2002.
18. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 3 Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Москва : Владос, 2016 312
19. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – Москва : Просвещение, 1969 – Гл. 7. - С. 34-35.
20. Селиверстов, В. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / ред. В. И. Селиверстов и др. – Москва : 1982 – С. 50-53.
21. Селиверстов, В. И. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / ред. В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. – М., 1981 – С. 50-93.
22. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И. А. Смирнова. – Москва : Детство-Пресс, 2015 – 320 c.
23. Соботович, Е. Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении / Е. Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Санкт-Петербург : 1982 – 152 с.
24. Шереметьева, Е. В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во, 2017 с.