Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Благодаря возросшему вниманию к выдающейся личности в современной культуре, востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, биографический метод в литературе не теряет своей актуальности.
Актуальность темы обеспечивается, во-первых, возросшим вниманием к выдающейся личности в современной культуре, что находит яркое отражение в популярности и востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, во-вторых, дидактическим и воспитывающим потенциалом биографии писателя в преподавании литературы в школе, в третьих, необходимостью понимания связи биографии писателя с созданным им произведением для глубокого и полноценного его понимания.
Биография является своеобразным ключом к произведениям писателя. Такой подход способствует более глубокому восприятию текста, что доказали труды филологов-методистов Г.И. Беленького, Г.К. Бочарова, В.В. Голубкова, И.Е. Каплана, Т.Ф. Курдюмовой, С.А.Леонова, Н.Д. Молдавской, В.А. Никольского, З.Я. Рез.
Кроме того, воспитательная функция изучения биографии выдающегося человека не теряет своей актуальности и в наше время. Еще до революции сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. Этот принцип развивался в трудах известных методистов по преподаванию литературы в школе уже нашего времени (ХХ в.): В.Н. Дробота, Л.А. Шеймана, Н.В. Тимерманис, В.Г. Маранцмана, Т.В. Чирковской и др.
Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.
Объект исследования – методика преподавания литературы в школе.
Предмет исследования – средства наглядности в изучении биографии писателя на уроках литературы.
Цель работы: исследовать и систематизировать принципы изучения биографии писателя в средних и старших классах с помощью наглядных средств обучения.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему изучения биографии писателя как ключевой фактор литературного образования старшеклассника.
2. Выявить принципы организации изучения биографии писателя на уроках литературы.
3. Систематизировать методы, формы и приемы изучения биографии писателя в средних классах с помощью разнообразных средств наглядности и выявить их образовательно-воспитывающий потенциал.
4. Составить методическую разработку в процессе изучения биографии писателя в средней школе.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Анохиной, В.Г. Белинского, Г.О. Винокура, В.В. Голубкова, В.Н. Дробот, Н.А. Котляревского, С.А. Леонова, В.Г. Маранцман, З.Я. Рез, Ш.О. Сент-Бёва, В.А. Сластенина, И. Тэна, Ф. Шлейермахера и других.
Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: системный анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение, анализ и обобщение опыта.
Практическая значимость. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке студентов к семинарским занятиям и в практике преподавания литературы в школе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения биографии писателя в школе
1.1. Изучение биографии писателя как ключевой фактор литературного образования старшеклассника
Современное литературное образование направлено на компетентностный поход, характеризующийся умением решать новые задачи в новых условиях [17]. И одна из основных задач школьного литературного образования заключается в формировании читательской компетентности, читательской грамотности, способности наслаждаться литературным произведением и отторгать художественно несовершенные тексты. Читательская грамотность зависит от отношения, интереса, мотивации к чтению, читательского опыта, читательских предпочтений. Читательская компетентность подразумевает умение находить в тексте необходимую информацию, самостоятельно постигать истинный, эстетический смысл произведения.
Основным видом деятельности школьника является учеба, поэтому формирование читательской компетентности, самостоятельности читателя-школьника происходит, прежде всего, в учебной деятельности, в процессе освоения содержания школьного литературного образования. Одним из основных элементов школьного литературного образования является изучение фактов биографии писателя в контексте историко-литературного процесса или автономно.
Изучение биографии писателя в современной школе сопряжено с целым рядом трудностей: соблюдение традиционного подхода – знакомство с любым новым произведением обязательно начинать с биографии писателя (не становится ли биография писателя ненужным привеском к самому произведению); информативный уровень материала (как относиться к мифам неизбежно окружающим жизнь практически любого известного человек, что делать, если миф становится важнее биографии?); стиль изложения материала (имеет ли право учитель, излагая биографию, быть субъективным в её оценке?) и т.д.
Безусловно, уроки по биографии писателя играют большую роль в системе работы над творчеством писателя. Во-первых, биография писателя не только знакомит учащихся с жизнью автора литературного произведения, но и подготавливает школьников к пониманию своеобразия его творчества, поэтому желательно выяснить единство творческой программы писателя с его жизненным поведением – это даст возможность при анализе произведения выяснить авторскую позицию. Во-вторых, изучение биографии писателя помогает увидеть своеобразие художественного мира, эволюцию мировоззрения, особенности характера и судьбы писателя. В-третьих, обращение к биографии писателя имеет большое воспитательное значение, т.к. писатели – люди великого жизненного подвига. В-четвёртых, биография писателя расширяет кругозор учащихся, потому что школьники получают много сведений исторического и бытового характера.
Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма.
Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.
В теории и методике обучения литературе сложились определенные традиции в решении обозначенной проблемы (исследования В.В. Голубкова, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, И.Е. Каплан, В.Н. Дробота). Факты биографии, связь жизненного и творческого пути с эпохой, влияние эпохи и общества на формирование личности писателя, проявление этой личности в художественном произведении, письмах, мемуарах — вот далеко не полный перечень проблем, привлекающих ученых-методистов.
Большое внимание на личность писателя обращал В.Г. Белинский и в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года» писал: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт, прежде всего – человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других» [3]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества.
При изучении биографии писателя необходимо опираться на следующие принципы: показать, чем обусловлено мировоззрение (как правило, важными историческими событиями); выделить главную направленность творчества писателя; отметить новаторство (темы, идеи, образы, жанры); объяснить силу воздействия писателя на современников и читателей других поколений; показать гражданский и духовный облик писателя, отметить творческую индивидуальность и главное в личности писателя (Пушкин – родоначальник критического реализма и оптимист по натуре; Гоголь – сатирик, сумевший показать всю мерзость мира «мёртвых душ», изломанный и уничтоженный этим миром; Тургенев – мастер социального романа и человек огромной эрудиции и удивительной мягкости характера). Таким образом, биография писателя и творческий путь – это ключ к пониманию сложных моментов в художественном произведении.
В методике традиционными жанрами биографии являются: биографии иллюстративно-дидактические, биографии-воспоминания, биографии-панегирики, биографии-некрологи, публицистические биографии, литературно-критические биографии, биографии в жанре беллетристики, комбинированные биографии.
Воссоздать на уроке творческий облик писателя помогут различные источники.
Письма, мемуары, дневники, автобиографии, записные книжки писателя, авторские отступления, монографии, методическая литература, репродукции портретов и биографических картин, фотодокументы и т. д.
Традиционно, на изучении биографии писателя отводится 1-2 урока в старших классах и часть урока – в средних.
В средних классах изучаются отдельные произведения, и биография писателя не является предметом специального рассмотрения, так как учащиеся ещё не в состоянии понять эволюцию мировоззрения и творчества писателя. Но совсем не касаться биографии писателя нельзя, потому что школьники должны по возможности понять, как писатель понимает жизнь, за которой наблюдает. В средних классах небольшие экскурсы в биографию писателя проводятся на первом уроке, перед изучением произведения. Наиболее эффективными приемами работы являются: слово или рассказ о писателе, работа с портретами, учебником, дополнительной литературой, экскурсия, беседа.
Слово учителя может быть разнообразным, но чаще всего перекликается с изучаемым произведением. Например, в 5 классе при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» слово учителя будет посвящено детству писателя, отношению Тургенева с крепостными.
К творчеству некоторых писателей ученики обращаются только в среднем классе, поэтому о жизни таких авторов следует говорить подробно (К.Ф. Рылеев, К.Г. Паустовский, С. Есенин, Г.Х. Андерсен, Д. Родари и др.).
Со многими писателями пятиклассники и шестиклассники встречаются впервые, и изучение их творчества продолжится в старших классах, но для того, чтобы ученики имели некоторое представление об авторах произведений, нужно познакомить школьников с наиболее яркими моментами жизни писателей. Например, В.Я. Брюсов создал более тысячи стихотворений, написал два исторических романа, создал статьи о Пушкине, Тютчеве Баратынском, в совершенстве владел французским, немецким, итальянским, армянским языками, занимался переводами античной литературы.
В 7 классе рассказ о писателе является эмоциональной подготовкой чтению и анализу произведения. Рассказ о писателе сообщает знания об эпохе, взглядах писателя, о взаимоотношения писателей – это расширяет представление учеников о литературном процессе и даёт новое освещение фактам, полученным ранее, в 5 – 6 классах.
В 8 классе биография изучается более полно, хотя используются те же приёмы работы. Большое место на вводных уроках занимают результаты самостоятельной деятельности учеников. Активно используется приём литературной экскурсии.
В основе изучения биографии писателя в старших классах – эволюция мировоззрения и развитие творчества писателя. Традиционными приёмами и формами работы учителя будут: лекция с привлечением различных видов наглядности, кино-урок, самостоятельная работа с учебными пособиями, документальной и мемуарной литературой, семинар, беседа, литературная экскурсия, заочная экскурсия [1].
Основными способами активизации читательской и ценностной компетентностей школьников являются: осмысление жизненной и творческой позиции писателя; выражение субъективного отношения к оценочному высказыванию о писателе; выполнение творческих работ, направленных на оценку нравственных представлений, отраженных в документальной литературе; диспут; сочинение «Слово о писателе».