Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятийный аппарат является основой существования любой науки. Знаковая символическая форма понятий должна содержать в себе сущностные смысловые характеристики реального мира, поскольку понятия в человеческом языке - это не столько обозначение каких-либо объектов, предметов и явлений, сколько, что самое важное, выражение деятельности сознания семантико-семиотическим способом. Другого варианта нет. Посредством этого оно реализует свой потенциал на основе опыта, приобретаемого с использованием природных «инструментов» - ума, чувств, и физического тела. Таким образом, происходит познание человеком самого себя, природы и общества.
Именно личность и ее становление является приоритетной ценностью общественных, и, в частности образовательных, воздействий на человека; именно личностное становление является вершинной целью ее психического развития. Понимание сути индивидуальности постигается на основе соотношения понятий человека, индивида и личности и касательных - объекта и субъекта воздействиям.
Человеческое общество не есть некий "сверхорганизм", подвижными микроорганами, функциональными элементами которого являются отдельные люди. Человечество, на какой бы стадии истории мы его ни застали, - достаточно богатое многообразие индивидуализированных живых существ. Это многообразие имеет досоциальные предпосылки и превосходит любое другое внутривидовое многообразие. Отдельные люди (как великие, так и малые) - единственные активные агенты исторического процесса. Сколь ни властно заявляет о себе "общественное целое", его все-таки нельзя мыслить в качестве закулисного кукловода, который движет человеческими марионетками. Каким-то уголком философствующего ума, какой-то способностью духовного усмотрения это постигалось всегда.
Теоретической основой исследования стал анализ трудов таких ученых, как К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.Д. Бех, Л.С. Выготский, В.К. Гербачевский, А.Б. Коваленко, А.Г. Ковалев, Н.Н. Корнев, Г.Сек. Костюк, А.М. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Сек.Д. Максименко, В.М. Маркин, А.В. Мудрик, С.А.Ил, И.М. Палей, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.Кол. Платонов, В.В.Рыбалка, Л.Д. Столяренко, Д.И. Фельдштейн, Т. Шибутани и др., а также собственных исследований.
Чтобы разобраться как воспринимается и используется понятийный аппарат в официальной философии и психологии возьмем для логического анализа такие очень важные понятия как «индивид», и связанные с ними «индивидуальность» и «личность».
Цель исследования: изучить основные подходы к интерпретации понятия понятия как «индивид», и связанных с ними «индивидуальность» и «личность».
Объект исследования: научные представления о человеке как системе и явлении.
Предмет исследования: характеристика понятия «индивид».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интерпретация понятия индивид в современной науке;
2. Описать понятие «индивид», «индивидуальность», «личность»;
3. Оценить сущность индивидуальности в контексте соотношения понятий «человек», «индивид», «личность».
1. Интерпретация понятия индивид в современной науке
Индиви́д (лат. individuum «недели́мый») — отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода[5]. Индивид есть то, что есть «человек вообще».
Триада «индивид», «индивидуальность», «личность» используется социологией, социальной философией и философией для описания и отражения разных ипостасей бытия человека [6].
Понятие «индивид» тесно связано с понятиями «человеческий организм», «личность», «субъективность», «индивидуальность» и «духовность», которые используются для обозначения ряда характеристик, способностей личности, существенных уровней развития человека в онтогенезе [14]. Однако, сущность понятия «индивид» можно понять лишь посредством отделения его свойств от свойств «личности» и/или «индивидуальности».
«Индивид» может быть представлена исходной концепцией триады, определяющей другие элементы через основы:
Индивид - уникальный представитель человеческого рода, независимо от его антропологических характеристик.
Индивидуальность - это совокупность физиологических, психологических характеристик человека, составляющих их неповторимость, в отличие от других людей.
Личность ― совокупность социально значимых качеств индивида. Проявление этих черт носит индивидуальный характер.
Особое значение дефиниция «индивид» имеет для биологии, правоведения, философии.
Термин «индивид» (лат. individuum «недели́мый») был впервые использован в I веке до н. э. Цицероном[8] для передачи греческого ἄτομος, «атом» (от др.-греч. ἄτομος «неделимый, неразрезаемый»), введённого в свою очередь атомистом Демокритом в V веке до н. э., кто понимал под атомами мельчайшие неделимые «элементы», бесконечное число и не воспринимаемые чувствами, которые вместе с пустотой образуют частицы материи. «Начало Вселенной - атомы и пустота, все остальное считается существующим», - описывал учение Демокрита Диоген Лаэртский[9; 3].
Исторически individuum и ἄτομος термины, восходящие к натурфилософии, к физике, представленной Левкиппом и его учеником Демокритом, для определения минимальных элементов, которые могут быть присущи истинному бытию, то есть способности быть неразрушимым и не возникать.
Методологическая полезность идеи атомов Демокрита для социальных наук состоит в том, что введение в предмет психологии, социологии, социальной философии категории «неделимость», «атомарность», «индивидуальность» позволяет определить структурные границы единицы социального организма, дальнейшая «фрагментация» которой неизбежно приводит к исследованиям на пересечении как индивидуальности и / или личности, так и субъектов естественных дисциплин.
В биологии «индивид» редуцируется до понятия «организма», продукта полового или бесполого размножения. Выступает синонимом понятия «особь», структурная единица популяционно-видового уровня жизни[11].
Антропогенез использует понятие «индивид» по отношению к человеку, как к представителю всей совокупности людей, то есть представителя вида homo sapiens.
В философии права индивид выступает как абстракция, юридическая субстанция, субъект правоотношений. Право трактует правосубъектность как силу правоотношений, юридической воли, юридических действий. В юриспруденции понятие индивида совпадает с понятием индивида как субъекта правоотношений, субъекта прав и обязанностей.
Таким образом, основным свойством физического лица как субъекта прав и обязанностей будет его правоспособность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ашхамахов К.И. Аберрация в интерпретации понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aberratsiya-v-interpretatsii-ponyatiy-individ-individualnost-i-lichnost-v-sotsiologii (дата обращения: 05.01.2022).
2. Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в философии и психологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollaps-smysla-ponyatiy-individ-individualnost-i-lichnost-v-filosofii-i-psihologii (дата обращения: 05.01.2022).
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. (Книга IX, §7 Демокрит).
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: Инфра-М, 2005. — 960 с. — ISBN 5-16-001546-3.
5. Индивид / Гайденко П. П. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
6. Индивид // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2. (CC BY-SA 3.0)
7. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2000. С. 83.
8. Мадалиева, Ж. К. Понятия личность, индивид, индивидуальность и их соотношение / Ж. К. Мадалиева // Образование: традиции и инновации : Материалы XVII международной научно-практической конференции, Прага, 26 апреля 2018 года / Ответственный редактор: Уварина Н.В. – Прага: world press s.r.o., 2018. – С. 145-148.
9. Мендра А. Основы социологии: учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 33.
10. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. — М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. — 448 с. — ISBN 5-06-003347-3 ISBN 5-8013-0003-1.
11. Организм // Википедия. — 2019-11-20.
12. Пуховская, Е. Г. Теоретический анализ понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность" / Е. Г. Пуховская // Современный взгляд на науку и образование : Сборник научных статей / Научный редактор Н.П. Кирина. – Москва : Издательство "Перо", 2019. – С. 80-82.
13. Тадевосян Э.В. Социология: учеб. пособие. М., 1998. С. 144.
14. Украинская психологическая терминология: словарь-справочник. — К.: «Информационно-аналитическое агентство», 2010. — 302 с.
15. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. ― М.: Инфра-М, 2005. ― 960 с. ― ISBN 5-16-001546-3.
16. Шайкина Виктория Николаевна, Лихолетов Валерий Владимирович Анализ и синтез понятия "личность" на основе обобщенного метода качественных структур // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-sintez-ponyatiya-lichnost-na-osnove-obobschennogo-metoda-kachestvennyh-struktur (дата обращения: 05.01.2022).
17. Marcus Tullius Cicero. De Fato // M. Tulli Ciceronis scripta quae manserunt omnia, Fasciculus 46, De divinatione. De fato. Timaeus. — Berlin, Boston: De Gruyter.