Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития образования организация различных видов деятельности в школе осуществляется в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В ФГОС образовательная среда описывается различными компонентами, основным из которых является социальный. В образовательных организациях перед педагогами стоит важнейшая задача: сформировать положительную, нравственную и развитую личность.
Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях [19]. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне - урочных занятий.
Внеклассная деятельность позволяет расширить образовательное пространство, создать условия для развития учащихся, обеспечить поддержку и сопровождение ребенка .
Таким образом, грамотная организация внеклассной деятельности способствует социализации и развитию детей, делает их успешными. В связи с этим в федеральных государственных образовательных стандартах внеклассной деятельности уделено особое внимание. Однако в российских школах внеклассная деятельность не является новым явлением.
До недавнего времени внеклассная работа как средство
дополнительного образования школьников основной и средней школы
развивалась в основном экстенсивно, т.е. путем изыскания новых ее форм
и содержания. Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.
Формы внеклассной работы в условиях общеобразовательного учреждения напрямую зависят от следующих факторов: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия [16].
Внеклассную форму организации обучения рассматривали такие исследователи: Д. И. Рябова, П. П. Иванова Л. И. Лейнер, Л.М. Руманцева и др.
Имеется достаточно литературы по внеклассной работе, адресованной учителям химии и учащимся.
В настоящее время внеклассная работа встала на путь своего
интенсивного развития, когда наряду с новыми возможностями дополнительного образования интегрально применяются неиспользованные резервы традиционных форм, средств и методов внеурочной работы.
Объект работы: процесс организации обучения по химии.
Предмет работы: внеклассные формы организации обучения.
Цель работы: выявить эффективные методы и приемы организации внеклассной работы по химии.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические и методические основы внеклассной деятельности
- изучить организацию обучения в рамках внеклассной работы
- проанализировать основные формы внеклассной работы
- раскрыть методику организации внеклассной работы по химии
- организовать педагогическое исследование.
Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться во внеклассной деятельности по химии в общеобразовательных учреждениях.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Организация обучения в рамках внеклассной работы
В условиях внедрения и перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Внеклассная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.
Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная работа.
Итак, внеклассная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
К внеклассной работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.) [8].
Понятие внеклассная работа трактуется как организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Прежде всего следует определить место внеклассной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеклассной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект [4].
Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;
в) чувством собственной значимости.
Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.
Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса.
В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка [29].
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеклассной работой и пр.
Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию [18].
К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.
Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам [17].
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.
Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них [22].
Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Расширение и углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.
Подготовка к трудовой деятельности.
Помощь школе.
Развитие умений на практике применять свои знания.
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной.- М., «Просвещение», 2007. - 176 с.
2. Аспицкая, А.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении химии. Методическое пособие / А.Ф. Аспицкая. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 177 c.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363с.
4. Воюшина, М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности –условие повышения качества образовательных результатов / М. П. Воюшина, Е.П. Суворова // Начальная школа. 2015 № 8 С. 37-40.
5. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
7. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016 № 4 С. 4-6.
8. Дручина, М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе / М. А. Дручина // Образование в
современной школе. 2016 № 7/8. С. 24-25.
9. Дьякович, С. В. Методика факультативных занятий по химии : пособие для учителя / С. В. Дьякович. - М. : Просвещение, 1985. - 175 с.
10. Зайцев, О. С. Методика обучения химии / О.С. Зайцев. - М.: Владос, 2019. - 384 c
11. Злотников, Э.Г. Внеклассная работа по химии. 8-11 класс / Э.Г. Злотников. - М.: Книга по Требованию, 2004. - 136 c.
12. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Емельянова. Москва : Академия, 2008.-256 с.
13. Казаренков, В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: [Учебное пособие: Для студентов педвузов]. - М.: ООО «Педагогика»: МГПУ, 2003. - 127 с.
14. Качалова, Г. С. Внеурочная работа по химии / Г. С. Качалова, С. В. Дьякович. - Новосибирск : НГПУ, 1997. – 140 с.
15. Костенчук , И. А. Химия вне рамок урока / Сост. И.А. Костенчук. – М.: Центрхимпресс, 2008. – 144 с.
16. Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. Москва : Народное образование, 2001.- 448 с.
17. Ланина, И.Я. Развитие интереса школьника к предмету/ Ланина И.Я. – М.: Просвещение, 2001.- 24с.
18. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016.- № 9/10. С. 17-22.
19. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1644 : зарег. в Минюсте РФ 6 февр. 2015 г. Рег. № 35915.
20. Пак, М.С., Давыдов В.Н., Толетова М.К., Зелезинский А.Л.
Внеурочная работа по химии в современной школе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 49 с.
21. Пак, М. С., Баранова Д.Б. Некоторые особенности содержания и проведения химических викторин в ПТУ: Методические рекомендации.- М.: РУМК, 1990. -18 с.
22. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
23. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн,
А. В. Брушлинский., К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с
25. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
26. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов ; ред.: В. А. Сластенин. 4-е изд., стер. Москва : Академия, 2005.- 336 с.
27. Теоретические основы воспитания : учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. П. Сергеева [и др.] ; ред. В. П. Сергеева. Москва : Академия, 2010.-272с.
28. Урок окончен - занятия продолжаются : внеклас. работа по химии / Э.Г. Злотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова, К.Г. Колосова ; ]Под ред. Э.Г. Злотникова. - Москва : Просвещение, 1992. - 160 с.
29. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя/ И.М. Чередов. - Москва: Просвещение, 1988.
30. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. В. Шакурова ; ред.: А. В. Мудрик. Москва : Академия, 2004.- 272 с.