Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение стратегического поведения, которое позволяет современ-ному предприятию успешно работать в условиях конкурентной борьбы длительное время, существенно выросло в последние время. Почти все предприятия на сегодняшний день находятся в ситуации жесткой конку-ренции и нестабильной финансовой обстановки. В следствии этого следует сосредотачивать своё внимание не исключительно на внутреннем состоя-нии дел, но и разрабатывать стратегию долговременного становления, ко-торая позволит предприятию благополучно работать в ситуации неста-бильности и постоянных рыночных перемен.
Таким образом, основным моментом успешной работы предприятия в условиях современной рыночной экономики считается его конкуренто-способность. Это разноплановое понятие, обозначающее соотношение вы-полняемых фирмой продуктов и услуг с условиями рынка. Конкуренто-способность любого предприятия базируется на реализации им маркетин-говой работы. Уровень внедрения передовых основ управления и спосо-бов, основанных на маркетинговой концепции, считается одним из важ-нейших моментов, лично определяющих конкурентную позицию фирмы на рынке.
Степень изученности темы представлена в трудах таких авторов, как: Абрамов А.Е., Андреев В.И., Балашов А.П., Басовский Л.Е., Белковский Н.В., Белоусов В.Л., Бирман Г.В., Бланк И.А., Бланк И.А., Брасс А.А., Веснин В.Р., Гольдштейн, Г.Я., Гончаров В.И., Каплина О.В., Ковалев, В.В., Коротков, Э.М., Коргова М.А., Медведев, А.Д., Мескон М.Х., Непомнящий, Е.Г., Островский Г.С., Павлова Н.Н., Попков В.П., Репина Е.А., Твисс С.С., Фабоцци Ф. и других.
Цель курсовой работы - изучить методы повышения конкурентоспо-собности строительных организаций.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие за-дачи:
- провести анализ содержательности понятий «конкуренция» и «кон-курентоспособность».
- изучить факторы, стратегии и методы оценки конкурентоспособно-сти предприятия.
- провести анализ деятельности предприятий ООО «Стройкомплект» и ООО «ИнвестСтрой» по повышению конкурентоспособности.
- изучить основные пути совершенствования конкурентоспособности организаций ООО «Стройкомплект» и ООО «ИнвестСтрой».
Объект исследования – строительные компании, осуществляющие строительство частных домов и коттеджей.
Предмет исследования - способы оценки и улучшения конкуренто-способного положения предприятий.
Практическая значимость работы состоит в подборе мероприятий, которые направлены на повышение конкурентоспособности, которые в своей работе может использовать практически любое предприятие анало-гичного профиля.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литерату-ры.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯ-ТИЯ
1.1 Анализ содержательности понятий «конкуренция» и
«конкурентоспособность»
Определяя понятие конкурентоспособности предприятия, прежде всего, необходимо начать с содержания и сущности конкуренции. Само собой разумеется, что конкурентоспособность предприятия должна фор-мулироваться в зависимости от достижений и целей, определенных поня-тием конкуренции.
Категория «конкуренция» имеет множество определений, которые по-разному характеризуют степень ее влияния на экономическую жизнь общества.
Конкуренция способствует постоянному обновлению и усовершен-ствованию продукции предприятий, формирует современную форму хо-зяйствования, развивает научно-технический прогресс.
Анализ разновидностей характеристик понятия «конкуренция» от-ражает многогранность экономического соперничества предприятий за получение прибыли, долю рынка, условия приложения капитала, за наиболее выгодные условия производства и сбыта и иные достижения сво-их целей и намечаемых выгод.
Выявленная неоднозначность понятий «конкуренция» распространя-ется и на содержательность понятия «конкурентоспособность», которому также свойственны свои особые отличительные характеристики.
В литературе встречаются следующие определения «конкурентоспо-собности»:
1) Большой экономический словарь: свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутству-ющими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
2) Словарь рыночной экономики: способность противостоять конкурентам на рынке товаров, услуг, проектных и подрядных работ, тех-нологий. Достигается качеством продукции и услуг, современным сервис-ным обслуживанием.
3) Словарь делового человека: способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом при-быль, достаточную для совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания на высоком качественном уровне.
Отличительными признаками конкурентоспособности являются:
- конкурентоспособность проявляется на рынке;
- понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универ-сальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услугу), так и на субъект (организацию, отрасль, страну в целом);
- конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой;
- конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности посредством товаров и услуг, вместе с тем конкурентоспособность предприятия опре-деляется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции [20].
1.2 Факторы, стратегии и методы оценки конкурентоспособности
предприятия
Конкурентное положение предприятия на рынке в каждый времен-ной отрезок определяет значительное число факторов, которые влияют на его устойчивость и конкурентоспособность.
Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины за-трат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Исследователи по-разному классифицируют факторы, влияющие на конкурентоспособность. Эти факторы неодинаковы по своему воздей-ствию, характеру и природе. Чаще всего встречается разделение на внеш-ние и внутренние факторы. Первые отражают совокупность условий, к ко-торым адаптируется предприятие, а факторы внутренней среды определя-ют возможность и эффективность процесса адаптации [3].
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, нали-чие которой необходимо и достаточно для изменения одного или несколь-ких критериев конкурентоспособности.
Н.С. Яшин под внешними факторами понимает, во-первых, меры государственного экономического и административного воздействия на производителя, во-вторых, основные характеристики рынка, в-третьих, деятельность общественных и негосударственных институтов, политиче-ских партий, движений, блоков.
К внутренним факторам он относит потенциальные возможности са-мого предприятия: производственно-технологический, маркетинговый, научно-технический, кадровый потенциал, финансово-экономический и др. [18].
М. Портер предлагает делить все факторы конкурентоспособности предприятия по следующим признакам.
1) Основные и развитые факторы: основными факторами являют-ся природные ресурсы, климатические условия, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, и др.; развитые - факторы совре-менная инфраструктура обмена информацией напредприятии, высококва-лифицированные кадры и исследовательские отделы.
Создаваемое основными факторами преимущество нестойко, при-быль от использования низка. Развитые факторы имеют намного большее значение для конкурентоспособности.
2) Другим признаком деления факторов конкурентоспособности является степень специализации: специализированные и общие факторы.
Специализированные - это узкоспециализированный персонал, спе-цифическая инфраструктура, базы данных в определенных областях зна-ний и др. общие факторы встречаются часто и дают ограниченные конку-рентные преимущества, а специализированные факторы создают долго-временные условия для обеспечения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия имеет более устойчивый и про-должительный характер при наличии у него развитых и специализирован-ных факторов. От их качества зависит уровень конкурентного преимуще-ства и возможность его повышения [10].
3) Следующий принцип классификации - деление факторов кон-курентоспособности на естественные и искусственно созданные.
На сегодняшний день разработано и применяется на практике до-вольно большое количество методов определения конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим основные подходы, предлагаемые в специальной лите-ратуре для оценки конкурентоспособности, и проведем их сравнительный анализ.
1) Метод сравнительных преимуществ.
Основная идея этого метода - размещение производства между стра-нами должно следовать закону сравнительных издержек, т.е. каждая стра-на специализируется на производстве товаров с наиболее вязкимииздерж-ками. Непосредственно измерить сравнительные преимущества невозмож-но, поэтому выдвигается предположение: чем ниже издержки производства в отрасли, тем большими конкурентными преимуществами обладает от-расль перед конкурентами.
2) Метод равновесия фирм и отрасли.
Метод базируется на теории равновесия фирмы и отрасли А. Мар-шалла и теории факторов производства. Под равновесием понимается та-кое состояние, когда у производителя не существует стимулов для измене-ния объемов производства (изменения своей доли на рынке). В данном случае каждый из факторов производства с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у конку-рентов, производительностью.
3) Структурный подход.
Согласно этому подходу, оценка конкурентоспособности может быть сделана на основе знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентра-ции производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих фирм. К числу основных препятствий для новых конкурентов относят: экономич-ность крупномасштабного производства; степень дифференциации про-дукции; абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм; размер капитала, необходимый для организации эффективного производ-ства.
4) Метод «профилей» и качества.
Выявляются различные критерии удовлетворения запросов потреби-телей относительно какого-либо продукта, устанавливается их иерархия и сравнительная важность в пределах тех характеристик, которые может оценить потребитель; далее проводится процедура сравнения технико-экономических данных продукта с конкурирующими товарами с целью снижения времени сбыта.
5) Функциональный подход.
Главными являются экономические показатели деятельности фирмы: соотношение цена-качество; загрузка производственных мощностей; объе-мы выпуска продукции; норма прибыли и т.д.
6) Матричный метод.
Теоретической базой метода служит концепция жизненного цикла товара и технологии, которая отражается в занимаемой доле рынка и в динамике продаж. Наиболее известной является матрица БКГ, применяе-мая для анализа характеристик товаров и изучения конкурентоспособно-сти «стратегических единиц бизнеса» - сбытовой деятельности, отдельных фирм, отраслей. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприя-тия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.
7) Метод «бенчмаркинга».
Процесс оценки стратегий и действий данной компании относительно компаний, «лучших всвоем классе», работающих как в рассматриваемой отрасли, так и за ее пределами. Цель заключается в том, чтобы выявить лучшие практические методы, которые могут быть непосредственно или после соответствующей адаптации взяты на вооружение с целью совер-шенствования производительности данной компании.
8) Метод сравнительного анализа на параметрической основе.
Применяется в случае дефицита информационного обеспечения. Ме-тод
предполагает сравнение предприятий-конкурентов по определенным параметрам хозяйственной деятельности, к которым относят уровень цен, обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадрами, политику в области сбыта и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабугин А.А.. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс и рабочая тетрадь для слушателей президентской программы специализации «Стратегический менеджмент». – Челябинск: издательство ЮУрГУ, 2019.
2. Томпсон А.А. мл., П.Дж. Стриклед III. Стратегический менедж-мент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2020. – ХХ, 412 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2019. – 528с.
4. Дженстер, Пер, Хасси, Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. – 368с.
5. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. I: пер. с нем. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2019. – 400 с.
6. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., пер. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2019. – 320 с.
7. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация ориентирован-ная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2020. – 416с.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Фи-нансы и статистика, 2020. – 560с.
9. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организаци-ей. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2019. – 288 с.
10. Нивен Пол Р. Сбалансированная Система Показателей: Шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление получен-ных результатов/ Пер с англ. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2019. – 328 с.
11. Попов С.А. Стратегический менеджмент; Видение – важнее, чем значение: Учеб. Пособие. –М.: Дело, 2019. – 352 с.
12. Разработка сбалансированной системы показателей. Практиче-ское руководство / Под ред. А.М.Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2020. – 88 с.
13. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 303 с.
14. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 226 с.
15. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 352 с.
16. Фатхутдинов С.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело, 2020. – 365с.