Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня как никогда перед учеными стоит вопрос о необходимости изменения отношения человека к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому основой развития общества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно его дальнейшее развитие. Экологическое воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Одним из методов, активно разрабатываемых современной педагогикой, является проектная деятельность. Поэтому в современном естественно-научном образовании на первый план выходят проблемы не формирования теоретических знаний, а воспитания экологической культуры личности и формирования целостного научного мировоззрения. Конкретные знания и их система должны выступать при этом не как конечная цель, а как средство познания и деятельность.
Специфика нынешнего времени – увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Одних экологических знаний и умений школьников недостаточно, нужна их активная социально-развивающая позиция, как гарант сохранения природной среды. Перед современной системой образования остро стоит вопрос о приоритетном значении экологического и нравственного воспитания и становления личности, которая бы заботилась не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких и родных людях, мире, человечестве [28].
Не случайно Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова и др. отмечают, что человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания научные знания сочетаются с личным участием в природоохранной деятельности и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.
В многочисленных исследованиях Бойко Л.А., Глазачева С.Н., Гришаевой Ю.М., Дежниковой Н.С., Куликовой О.В., Филоновой А.В., Чуприной К.В., Кравченко М.В. и других рассмотрена важность экологического воспитания в образовательной организации. Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию экологического воспитания и образования, данная проблема, а также поиск и применение новых методов и средств требует дальнейшего изучения.
Возникшее противоречие - между необходимостью экологического образования в средней школе средствами проектной деятельности и недостаточностью методических материалов по осуществлению этого вида деятельности в общеобразовательной организации – определило актуальность выбранной нами темы: «Проектная деятельность, как средство обучения экологического образования в средней школе».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по организации проектной деятельности в качестве средства обучения экологического образования в средней школе.
Предмет исследования – способы эффективного использования проектной деятельности в качестве средства обучения экологического образования в средней школе.
Цель исследования: изучить и проанализировать педагогические возможности использования проектной деятельности в качестве средства обучения экологического образования в средней школе.
Задачи исследования:
1. Изучить историю и развитие метода проектов в педагогической теории и практике;
2. Определить сущность, структуру и типологию метода проектов;
3. Проанализировать экологическое образование в средней школе: цели, задачи, формы и методы;
4. Подобрать диагностические методики экологического воспитания обучающихся в средней школе.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – беседа, анкетирование, тестирование.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
1.1 История и развитие метода проектов в педагогической теории и практике
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, однако он приобретает в современном образовании новые смыслы и повороты, адекватные задачам современного общества. Идеи метода проектов восходят к ряду образовательных идей второй половине XIX. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Причиной такого пересмотра теоретических основ образования. Причиной такого пересмотра стала очевидная неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем [2]. Таким образом, еще более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося [22]. В это время и зародилась идея «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в их необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир [12].
Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э.Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О.Декроли), в США (Э. Торндайк) и др. привели к близким результатам. Итоги исследований позволили выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы, изучая ее, с математической точностью определить то воспитательное воздействие, которому он должен был подвержен [3].
Как явление, под таким названием, метод проектов возник в начале XX столетия в США. Первоначально его называли также методом проблем, и 7 связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком [15]. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Такой подход к обучению развивал самостоятельность, открывал возможности самостоятельного поиска, развивал творчество и мотивацию к использованию знаний из многих предметов, т.к. любая реальность всегда многогранна и лежит в области междисциплинарности [10].
Метод Дж. Дьюи развил его ученик – В.Х. Килпатрик, который ввел в педагогика понятие «учебный проект». Он предлагал строить учебный процесс на основе обогащения и расширения жизненного опята ребенка, стремился «погружать» его в социальную среду [16]. Социальная среда рассматривалась как поле творческой деятельности. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [11].
Метод проектов привлек внимание русских педагогов также в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организованна небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [6]. При этом 8 считали, что содержанием проектов будут общественно-полезные дела (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Вот почему достаточно широкое развитие опыт проектов получил в деятельности пионерских организаций, как метод конкретных заданий. Последователи этого метода считали, что участие школьников в выполнении конкретных заданий способствуют преобразованию школы учебы в школу жизни.
Однако увлечение методом проектов и его интерпретация в новых условиях социалистической действительности привели к тому, что сторонники его отрицали систематическое преподавание учебных предметов, учащиеся получали знания, связанные лишь с выполнением ими практической работы. Такое положение приводило к снижению уровня общей теоретической подготовки учащихся и качеству образования в целом и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике [12].
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался [8]. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идет гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
На нынешнем витке своего движения российская педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поискав таких инновационных подходов почти два десятилетия назад, наметила понимание того, что традиционная ориентация образование на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимой для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни. Сегодня метод проектов продолжает активно разрабатываться и дополняется (Е.С. Полат, Г.П. Сикорская, А.В. Могилев Е.Н. Ястребов и др), и находит все более широкий спектр применения в самых разных предметных областях [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Н.Л., Додонов Е.Д. Тезисы докладов студенческой научно-практической конференции «Экономико-правовые аспекты устойчивого развития» [Текст] / Абрамова Н.Л., Додонов Е.Д. // Мониторинговые исследования в рамках школьного экологического образования – Екатеринбург, Полиграфист, 2002. - С.26.
2. Бухаркина М.Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта» [Текст]: Дидактический материал. – М.: ИОСО, 2003.- 3 с.
3. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании [Текст] /В.Ф. Взятышев // Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995. с. 98.
4. Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект (дата обращения 09.05.2022)
5. Глазачев С.Н., Игнатова В.И., Игнатов С.Б., Марченко А.А. Экологическая культурология. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2008. С 332.
6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологий обучения [Текст] /В.В. Гузеев // Журнал Директор школы. – 1995.- №6.- С.25-26.
7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. [Текст] / В.В. Гузеев. – М,: ЮНПРЕСС,1996. 54-55 с.
8. Джонс Дж.К. Методы проектирования [Текст] /Дж.К. Джонс. - М. 1996. - 3 с.
9. Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования // Проблемы экологического образования в школе. М., 1979. С. 7- 41.
10.Дьюи Дж. Школа будущего [Текст] / Дж.Дьюи. - М.: Госиздат, 2001.15 с.
11.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст] /Е.С. Заир-Бек. - СПБ. 1995. 56-57 с.
12.Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки [Текст] / Г.Л. Ильин.- М. 1993. 205 с.
13. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. СПб., 2003. С 55.
14.Катрин де Сильги. История мусора [Текст] / Катрин де Сильга. М.: 2011. – 154 с.
15.Килпатрик В.Х. Основы метода [Текст] / В.Х. Килпатрик. М.: 2008. - 65 с.
16.Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / У.Х. Килпатрик . М.:. Брокгауз-Ефрон, 2005. 32.с.
17.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высших учебных заведений / Колесникова И.А., ГорчаковаСибирская. - М.: издательский центр "Академия". 2005. – 50 с.
18. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. М.: Педагогическое общество России, 2011.
19. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
20. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии [Текст] Книга для учителя начальных классов. / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. 81 с.
21.Круглова О.С. Технология проектного обучения [Текст] /О.С. Круглова// Журнал Завуч. - 1999.- №6 С. 4-5.
22.Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование [Текст] / Е.А. Крюкова. - Волгоград, 1998. 98 с.
23.Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования [Текст] / Ю.А. Крючкова. - М. 1992. 67 с.
24.Леонтович В.А. Тренинг «Самостоятельное исследование школьников» [Текст] / В.А. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2004 121 с.
25. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки, М., № 3, 2016, С. 58-62. 26.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. 54 с. 55
27. Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: 2000. 100 с.
28. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 2012. С 464.
29. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение [Текст] / А.Н. Поддьяков// Журнал Исследовательская работа школьников.- 2002.- №1 - С.21-24.
30. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной школе. В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения. Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 444-450.
31. Николаева С.И. Система экологического воспитания дошкольников /С.Н. Николаева. Режим доступа: http://thelib. ru/books/ (дата обращения: 09.05.2022).
32.Прокофьева Л.Б. Сборник статей: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: [Текст] / Л.Б. Прокофьева // Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.184
33.Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ сост. А.С. Обухов. - М.: Народное образование, 2001. - 124 с.
34. Растёгина Н.В., Рыков С.В., Суслов А.Н. Научная и исследовательская деятельность учащихся. Саарбрюкен, ФРГ, Lambert Academic Publishing, 2013. С 135.
35.Рябенко И.П. Научно-методический семинар «Наука в школе» [Текст]/ И.П. Рябенко // Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области - М.: НТА «АПФН», 2003. - т.1. - С.144-151.
36.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: / Учебное пособие/ А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. 76 с.
37.Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. – СПБ.: 2004. – 67 с.
38.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст ]/ А.И. Савенков. – М.: 2004.- 80 с.
39.Савенков А.И. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей [Текст] / А.И. Савенков// Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С.60-66
40.Сайт Гринпис. Российское отделение. www.greenpeace.org/russia/ru (дата обращения 10.05.2022)
41.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Текст] / И.С. Сергеев.– М.: АРКТИ, 2003. 123 с.
42.Сикорская Г. П. Построим будущее вместе: конкурс проектной деятельности учащихся (образовательный проект с практическими рекомендациями для учащихся и преподавателей образовательных учреждений) [Текст]: практ. пособие / Г.П. Сикорская. Е.В. Елисеев, К.Г. Тротт; под ред. Г.П. Сикорской. - Рос. акад. образования Урал. Отд-ние. - Челябинск, 2002. 160 с.
43. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
44. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: «Новая школа», 2004.
45. Сорокина С.Н. Нравственно-экологическое воспитание обучающихся на уроках и внеурочной деятельности в школе. Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2016. Т. 4. № 4. С. 336-347.
46.Цветкова С. Е. Метод проектов в обучении как средство формирования учебной самостоятельности обучающихся [Электронный ресурс] http://dmee.ru/docs/100/index-10204.html (дата обращение 09.05.2022)
47. Экологическое воспитание, образование и просвещение. Режим доступа: http://www.naukograd-dubna.ru (дата обращения: 02.05.2022).