Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В наше время, когда объем информации многократно увеличился, основная дидактическая функция учителя заключается не в преподавании знаний, а в формировании навыков по поиску и обработке предметной информации. Поэтому в школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить посредством применения интерактивных методов обучения.
Анализ представленного в различных источниках информации материала по достижению определенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) [22] результатов образования позволяет обозначить противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны кардинально изменились требования к выпускнику начальной школы, предполагая владение универсальными учебными действиями и информационными технологиями; готовность к саморазвитию и самоопределению, с другой – традиционная школа не в состоянии в полной мере удовлетворить эти современные требования.
Отсюда возникает проблема, которая заключается в определении эффективности применения интерактивных методов для достижения результатов обучения, указанных во ФГОС НОО.
Данное противоречие и сформулированная нами проблема определяют актуальность темы курсовой работы «Использование интерактивных методов в обучении младших школьников».
Цель исследования: изучить педагогические условия применения интерактивных методов для достижения младшими школьниками результатов обучения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность основного понятия исследования – «интерактивные методы обучения».
2. Изучить классификацию интерактивных методов.
3. Изучить учебную деятельность в младшем школьном возрасте.
4. Описать особенности организации интерактивного обучения младших школьников.
5. Рассмотреть возможности применения интерактивных методов в обучении младших школьников.
6. Проанализировать опыт учителей в использовании интерактивных методов для решения задач обучения младших школьников.
Теоретико-методологической базой исследования стал ряд работ по теме исследования:
- при рассмотрении понятия интерактивного обучения и для анализа возможности использования интерактивных технологий мы опирались на работы ученых А.Ю. Прилепо, Т.А. Крайновой, А.Г. Пекшевой, Л.В. Приступиной, Е.В. Суворовой и др.
- различные подходы к классификации интерактивных методов обучения мы изучали в работах таких авторов, как Ю. С. Арутюнов, О.С.Анисимов, С.С. Кашлев, О.А. Голубкова, Т.С. Панина и др.
Методы исследования
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение, сравнение);
- эмпирические (изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта).
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных методов в процессе обучения младших школьников
1.1 Понятие «интерактивные методы обучения» в психолого-педагогической литературе
Само слово «интерактив» («inter» - взаимный и «act» - действовать) пришло из английского языка. Интерактивный – значит способный к взаимодействию.
Такое обучение предусматривает моделирование различных жизненных ситуаций, использование ролевых игр, а также решение проблемы исходя из анализа обстоятельств той или иной ситуации.
Во время интерактивного обучения дети учатся быть демократичными, общаться между собой, критически мыслить, принимать продуманные решения. К тому же в процессе интерактивного обучения процент усвоения учебного материала резко возрастает, так как влияние оказывается не только на сознание ученика, но и на его чувства и действия.
Следует отметить, что сегодня об интерактивности учебного занятия говорят очень много, и, в зависимости от подходов авторов, интерактивность рассматривают как модель, форму учебной работы школьников [18] или метод обучения [20].
Интерактивные методы – это способы совместной познавательной деятельности учеников с учителем, друг с другом, а также с учебным материалом [8, с. 135].
М. В. Богуславский отмечает, что первый всплеск развития и использования в России активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы XX века [5].
Дальнейшую разработку интерактивных методов мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского (60-е годы), а также в творчестве учителей – представителей «педагогики сотрудничества» (70-е и 80-е годы) – Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и др. Сегодня эти методы представлены на значительном количестве интернет-сайтов, посвященных различным аспектам педагогики [6, 12, 1].
Вместе с тем, интерактивный метод определился в качестве самостоятельного сравнительно недавно, когда возникла необходимость формирования у школьников умений взаимодействовать в группе, учитывать мнение и взгляды собеседников, находить компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников учебного процесса, формировать способности, позволяющие ориентироваться в сложном ритме жизни [17, с. 66].
Все это делает весьма актуальным изучение теоретических аспектов интерактивного обучения и внедрение этих методов в практику школьного образования.
Для того чтобы более полно раскрыть содержание категории «интерактивного обучения», сравним традиционное обучение и интерактивное (активное) обучение.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что обучающийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует [15, с. 28]. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
С другой стороны, обучающийся в процессе взаимодействия на занятии с другими обучающимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные обучающимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.
Интерактивный урок — импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников, обеспечивают развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию обучающихся.
Для интерактивного урока характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, устранение перегруженности учеников.
Таким образом, цель интерактивного обучения — это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
В это параграфе нужно сопоставление точек зрения как минимум 3-х ученых на понятие «интерактивные методы обучения» (нахождение различий и установление общего) с обязательными ссылками на их работы.
1.2 Классификация интерактивных методов обучения
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. У ВАС В ТЕМЕ МЕТОДЫ, А ПИШЕТЕ О ТЕХНОЛОГИЯХ. А ВЕДЬ ЭТО НЕ ОДНО И ТОЖЕ.
Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.
В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.
Голубкова О. А. и Прилепо А. Ю. классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций [9], Ю. С. Арутюнов - на основе наличия заданных моделей деятельности и наличия ролей [3], О. С. Анисимов – на основе обеспечиваемого результата [2], С. С. Кашлев – на основе ведущей функции в педагогическом взаимодействии [10], Д. В. Чернилевский и Н.В. Борисова – на основе наличия модели и наличия ролей [24].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абылкасымова А. Е. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие / Е. А. Абылкасымова, Е. А. Ушуров, Р. С. Омаров. – Алматы.: НИЦ «Ғылым», 2003. – 112 с.
2. Анисимов О. С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. Т. 1 / О. С. Анисимов. – М., 2006 – 487 с.
3. Арутюнов Ю. С. О классификации активных методов обучения / Ю. С. Арутюнов // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. – Рига, 1983. – С.11-15.
4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 2003. – 166 с.
5. Богуславский М. В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века / М. В. Богуславский. – М.: РАО, 1994. – С. 80.
6. Борисова П. В. Особенности познавательной активности старшеклассников в образовательном процессе (на примере различных типов образовательных учреждений): дис. … канд. пед. наук / П.В.Борисова; Росс. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб., 2004. – 206 с .
7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд.5,испр. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 202 с.
8. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход / Л. К. Гейхман // Образование и наука. 2002. – № 3. – С. 134–139.
9. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие / О. А. Голубкова. – СПб., 1998 – 42 с.
10. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно – метод. пособие – 2-е изд / С. С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
11. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт / Л. И. Корнеева // Университетское управление. – 2004. – №4. – С. 78-83.
12. Краевский В. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
13. Крайнева Т. А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т. А. Крайнова // Начальная школа. 2012. – №9. – С. 24-30.
14. Лукьянова М. И. Современный урок и требования ФГОС / М. И. Лукьянова // Народное образование. 2012. – №8. – 212-220 с.
15. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова – М.: Академия, 2006. – 94 с.
16. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М.: Издат. центр «Академия», 2009. – 192 с.
17. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., испр. – М.: Издат. центр «Академия», 2008 – 368 с.
18. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
19. Семенова Г. А. Развитие учебно–познавательных мотивов младших школьников / Г. А. Семенова. - М.: «Школьный психолог», 2004. – № 10. – С. 18-21.
20. Серпова Н. М. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Н. М. Серпова. - «Сибирский учитель». - 2006. - №2. – С. 44-48.
21. Суворова Н. И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. – М.: Учитель, 2000 – № 1 – С. 25–27.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. / Е.С.Савинов. М. : Просвещение, 2011. –223с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации . – М.: Просвещение, 2011 . – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
23. Финько Е. В. Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Е. В. Финько – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/18/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-v
24. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
25. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 199 с.