Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. ……………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………5
1.1 Внеурочная деятельность в воспитательном пространстве школы…………………………………………………………………………….5
1.2. Активные формы внеурочной деятельности ………………………8
Глава 2 Методические подходы по использованию дистанционных образовательных технологий………………………………………………….13
2.1. Реализация внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий………………………………13
Заключение ………………………………………………………………23
Библиографический список……………………………………………..25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние года ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.
Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.
Использование дистанционных технологий предполагает принцип самостоятельной деятельности. Каждый ребенок получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время.
В тоже время, важным компонентом учебно-воспитательной работы является и внеурочная деятельность.
«Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [29]. Е.Н. Барышников в статье «Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления» отмечает, что «внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности [2].
Внеурочная деятельность является органичной составляющей педагогической деятельности. Педагог уделяет огромное внимание созданию дополнительных условий для развития интересов, способностей школьников. Внеурочная деятельность педагога, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь - на достижение личностных и метапредметных результатов. Дистанционные технологии являются особенно эффективными во внеурочной деятельности при проведении как массовых, так и групповых форм работы [7].
Ей отведено значительное место в общей системе воспитания. Внеурочная деятельность включает в себя самые разнообразные занятия учебно-воспитательного характера, предполагая овладение знаниями, техникой, искусством, физической культурой, общественно-полезным трудом.
Объект работы: процесс организации внеурочной деятельности.
Предмет работы: дистанционные образовательные технологии.
Цель работы: раскрыть особенности системы работы использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
- рассмотреть внеурочную деятельность в воспитательном пространстве школы
- проанализировать механизмы и модели внеурочной деятельности
- раскрыть особенности внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий
- разработать и апробировать предметный дистанционный конкурс.
Результаты работы имеют практическую значимость и могут применяться во внеурочной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Внеурочная деятельность в воспитательном пространстве школы
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации [17].
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона .
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом от 18 августа 2017 года № 09-1672 [18]. Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеурочной деятельности.
Определим круг проблем в организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях:
-затруднения в выборе и описании реализуемой модели внеурочной деятельности;
-затруднения в определении места и роли программ воспитательной направленности и в целом системы воспитательной работы в плане внеурочной деятельности;
-затруднения в определении роли педагогических работников и доли их участия в осуществлении внеурочной деятельности;
-смешение понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование» и другие деятельности.
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника [4].
Внеурочная деятельность находится внутри федерального государственного стандарта и является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы Значительно отличаются и целевые ориентиры. Внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности [3].
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа внеурочной деятельности:
- является частной основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы;
- разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Итак, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить адаптацию обучающегося в образовательной организации; оптимизировать его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть потребности, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Таким образом, внеурочная деятельность – это такой вид деятельности, который организован под руководством учителей в свободное от учебных занятий время. Она направлена на реализацию цели и задач воспитания и входит в рамки деятельности современной общеобразовательной школы.
1.2 Активные формы внеурочной деятельности
Как мы уже отмечали выше, внеурочная деятельность в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.
Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеурочной деятельности, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов, И.Я. Ланина, А.В. Усова и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеурочная деятельность является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеурочная деятельность ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
4. Волчек, М.Г. Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды. – Сибирский учитель - № 1 (98) январь-февраль 2015 – с. 18-22.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
6. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016 № 4 С. 4-6.
7. Гусев, Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения. Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
8. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Емельянова. Москва : Академия, 2008.-256 с.
9. Казаренков, В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: [Учебное пособие: Для студентов педвузов]. - М.: ООО «Педагогика»: МГПУ, 2003. - 127 с.
10. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
11. Кошева, Д.П., Фигурова, Т.М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
12. Кучурин, В.В., Рогозина, Т.В., Фирсова, Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе/ Учеб.-метод. пособие – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108с.
13. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-167
14. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС.- [Электронный ресурс] - URL: http://school-9-vrn.ru/wp-content/uploads/2015/11/modset.pdf
15. Нечаев, М. П. Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / М. П. Нечаев, Н. Н. Шевелева // Воспитание школьников. 2016.- № 9/10. С. 17-22.
16. Орехова, Т. А. Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации / Т. А. Орехова, Т. Б. Белякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. № 1 (1). - С.52-56.
17. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях
ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
18. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 1644 : зарег. в Минюсте РФ 6 февр. 2015 г. Рег. № 35915.
19. Организация внеурочной деятельности.- [Электронный ресурс] – URL: https://www.menobr.ru/vneurochnaya-deyatelnost
20. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 192 с.
21. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
22. Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе / А. С. Сочнева, А. И Торопова, А. А. Власова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2020. -№ 5
23. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
24. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред.Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
25. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
26. Сочнева, А.С., Торопова А.И., Власова А.А., Ротанова В.А., Рыбина Е.А. Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5.
27. Сорокопуд, Ю.В., Сиротина, С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
28. Хромцова, Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). - Краснодар: Новация, 2020. - С. 27-31.
29. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
30. Шапиро, К. В. Сетевые технологии для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / К. В. Шапиро. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 19.1 (123.1). - С. 42-45. - URL: https://moluch.ru/archive/123/32613/ (дата обращения: 07.01.2022).