Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В век бурного научно-технического и культурного прогресса резко возрастает поток информации, который человеку необходимо адекватно воспринимать и использовать в процессе жизни и деятельности. Школьные программы и учебники даже при систематическом их пересмотре не могут успевать за всеми изменениями. Разрешением этого противоречия, наряду с дальнейшим совершенствованием содержания, форм, методов и технологий обучения, является формирование у школьников общеучебных умений и навыков, которые способствуют в будущем процессу самообразования личности. Это требование времени - педагогическая задача, которую призвана решать, прежде всего, общеобразовательная школа.
Как известно, формирование общеучебных умений служит важным средством развития у школьников познавательных способностей: наблюдательности, пытливости, сообразительности, творческой активности в добывании и применении знаний.
Развитие общеучебных умений у младших школьников способствует развитию умственных способностей и формированию навыков самостоятельной работы. Все это происходит на основе знаний, приобретаемых школьниками при изучении общеобразовательных дисциплин, в том числе и русского языка.
Для решения этой задачи необходима специальная система работы учителя, который в своей профессиональной деятельности использует наиболее эффективные методы и средства для формирования у школьников общеучебных умений. Основная цель учителя - подготовка учащихся к непрерывному образованию и самообразованию, формирование у них навыков самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке новой информации.
Цель: рассмотреть формирование общеучебных и предметных умений у младших школьников с нарушениями речи на уроках русского языка.
Объект исследования: организация уроков русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: формирование общеучебных умений и навыков у школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: формирования общеучебных умений у младших школьников на уроках русского языка напрямую зависит от деятельности учителя.
Задачи:
- изучить особенности организации уроков русского языка в начальной школе;
- рассмотреть общеучебные умения и средства их формирования у младших школьников на уроках русского языка;
- провести экспериментальное выявление сформированности общеучебных умений у младших школьников.
Методы:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, аналогия;
- эмпирические: констатирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование;
- математические методы обработки данных.
База исследования: МОУ СОШ №55.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Особенности организации уроков русского языка в начальной школе
В большом количестве материалов по дидактике, методике, педагогическим технологиям понятие «урок», как правило, определяют как целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков:
- наличие конкретной цели;
- наличие определенных образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- отбор в соответствии с поставленными целью и задачами конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных цели путем подбора соответствующих методов, средств и приемов обучения;
- организация учебной деятельности учащихся [9, с.42].
Ключевую позицию, отмечает М.Н. Скаткин, среди основных признаков занимают цель и задачи урока: образовательная, развивающая и воспитательная. Все они тесно взаимосвязаны, и, в зависимости от конкретных условий, их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна [17, с.34].
В соответствии с поставленными целью и задачами отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
Для достижения поставленной цели и решения задач на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.
Каждой системе средств, приемов и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяется взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемым [19, с.65].
Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока. Именно в уроке, пишет Н.Ф. Талызина, реализуется программа и методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Отсюда проистекают и общие требования к уроку русского языка в начальной школе.
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: его фонетики, грамматики (синтаксиса, морфологии), морфемики, лексики, орфографии, прагматики языка, или речи. Так, слово как знаковая единица языка предстает и как совокупность звуков речи - это фонетический аспект, и как часть речи в определенной форме - морфологический аспект, и как единство морфем, и как член предложения - синтаксический аспект, и как носитель значения - семантический аспект и как средство выражения мысли субъекта говорящего или пишущего - речевой аспект, и как графический комплекс, слово в графическом коде - орфографический аспект.
Ни один из этих аспектов, по мнению М.Р. Львова, не должен оставаться без внимания, как не должен и превалировать, возвышаться над другими.
2. Гармоническое соотношение теории и практики. Теория - это языковые понятия, определения, закономерности, правила, модели и другие виды обобщений; практика - это речь (прагматика языка в ее разновидностях: речь - говорение, выражение мысли; аудирование - восприятие речи, ее понимание; письмо - выражение мысли в графическом коде; чтение и понимание; мысленная, внутренняя речь). Практикой принято также считать языковой анализ и другие упражнения, т.е. вспомогательные учебные действия.
3. Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса и увлеченности изучаемым языком; развитие активности и самостоятельности учащихся через выбор методов и приемов учения; развитие логического мышления, его гибкости, сообразительности; выбор текстов и другого языкового материала, обогащающего учащихся и развивающего их; воспитание личности ученика, его способностей и творчества.
4. Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно художественных текстов - образцов языка, различных по жанрам, стилистическим особенностям. «Культура речи» предполагает безусловное соблюдение литературной нормы и в выборе слова, и в произношении, и в грамматике, в правописании; на уроке должна звучать выразительная речь, логичная, разумно построенная композиционно, актуальная по содержанию.
5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (связная речь, построение текста).
6. Связь данного урока с предыдущими и последующими. Внутренняя логика урока, связь его частей. Подчиненность всех звеньев урока его цели.
7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии: поэтапное формирование умственных действий на материале предмета «Русский язык», развивающее обучение, обратная связь на уроке, личностно - ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.
Далее М.Р. Львов отмечает, что уроки русского языка должны быть разнообразны, шаблон недопустим. Тем не менее, в методике выделяются их типы в зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения урока и цели [11, с.73].
Рассмотрим типы уроков, ориентированные на ступень изучения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П.П. Педология. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, умение, воображение. - М.: Академия, 2019. - 471с.
3. Бунев Р.Н., Бунеева Е.В. Развитие общеучебных умений путь к функционально грамотной личности // Начальная школа. - 2020. - № 9. - С. 3.
4. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников (Проблемы, поиски, решения) // Начальная школа. - 2021. - № 8. - С. 63.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Собрание статей. - М.: Педагогика, 1935. - 242 с.
6. Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников // Инновации в образовании. - 2021. - № 5. - С. 28.
7. Гладкова Н.В. Активные и интерактивные формы обучения русскому языку и литературе // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 55.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
9. Джуринский В.А. Развитие образования в современном мире. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2020. - №5. - С. 14.
11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. - 251 с.
13. Лошкарева Н.А. Программа ОУУН. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
14. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
15. Образовательная система «Школа 2100» качественное образование для всех: Сб. материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006. - 159 с.
16. Образовательная система «Школа 2100. Педагогика здравого смысла: Сб. материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - 243 с.
17. Скатин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980. - 61 с.
18. Смирнова О.И. Роль антиципации в процессе выполнения текстовых упражнений на уроках русского языка // Начальная школа. - 2017. - №8. - С. 25.
19. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
20. Фролова Л.А. Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4-м классе // Начальная школа. - 2019. - №9. - С. 33.
21. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2021. - №3. - С.21.