Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Музыкальное образование играет важную роль в духовном становлении человека. Особое место в его содержании занимает вокальное воспитание подрастающего поколения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения, необходима большая педагогическая работа с певцами. Вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокальные навыки.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития певческого голоса. Пение является важной составляющей гармоничного развития ребенка. Воспитание слуха и голоса оказывает положительное воздействие на формирование речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления [29].
В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально-слуховые представления [9].
Анализ работ музыкантов-педагогов, анализ учебной и методической литературы, наблюдения в процессе педагогической практики показали, не все дети младшего школьного возраста умеют правильно реализовать вокальные навыки в хоровом исполнительстве. Следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют к ней интерес.
Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Этому вопросу посвящено немало исследований (Г. П.Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»; В. А.Давыдова, Д. С. Мчелидзе «Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса»; В. В. Емельянов «Развитие голоса: координация и тренажёры»; О. А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе» и др.). Но, как правило, эти статьи посвящены формированию вокальных навыков у учащихся ДМШ или хоровых студий. Значительно меньше этот вопрос освещен относительно формированию певческих навыков у учащихся младших классов общеобразовательной школы. В то же время именно в этот начальный период закладываются основы вокально-хоровых навыков.
Выявленное противоречие между важностью и необходимостью формирования у младших школьников певческих навыков и недостаточной научно-методической разработанностью этого вопроса, позволяют сформулировать проблему исследования: при помощи каких методов развивать певческие навыки, в частности, навык певческой дикции и звукообразования у младших школьников на уроках музыки. Стремясь решить эту проблему, я избрала для изучения тему «Теоретико-методические аспекты вокальной подготовки в системе общего образования».
Объект исследования: вокальная подготовка младших школьников в системе общего образования.
Предмет исследования: методические подходы вокальной подготовки младших школьников в системе общего образования.
Цель исследования: обосновать теоретико-методические аспекты вокальной подготовки младших школьников в системе общего образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию «вокальные навыки»;
2. Описать особенности организации вокальных навыков в младшем школьном возрасте;
3. Изучить современные подходы к проблеме формирования вокальных навыков школьников в современных музыкально-педагогических исследованиях;
4. Провести диагностику уровня формирования вокальных навыков младших школьников;
5. Проанализировать традиционные и инновационные средства вокальной педагогики в развитии вокальных навыков у обучающихся младшего школьного возраста в условиях общего образования
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы в области:
- психолого-педагогическая концепция деятельности Н. В. Кузьмина,
И. И. Брехмана, Г.М. Коджаспирова, основные положения возрастной педагогики, психологии и физиологии детей младшего школьного возраста отражены в работах психологов: Г.С. Абрамовой, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина;
- формирования вокально-хоровым навыкам детей: Э. Б. Абдулина, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. А. Безбородова, Т.А. Бейдер, В. Г. Буланов, В. В. Емельянов, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, И. М. Красильникова, Г.П. Стулова, Н. Н. Шаповалова.
База исследования. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска Курского района Курской области. В исследовании приняли участие 15 учащихся 2-го класса.
Практическая значимость исследования заключается проведение диагностики уровня формирования вокальных навыков.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Традиционные и инновационные подходы к проблеме вокальной подготовки школьников в музыкально-педагогических исследованиях
1.1 Понятие «вокальные навыки» в современной музыкально-педагогической литературе
Пение является сложной деятельностью с входящими в нее разнообразными действиями, в основе которых лежат вокальные навыки.
В психологии навык – данное обретенное вследствие изучения и повторения мастерство решать задачу, руководствуясь внешними инструментами, с данной точностью и скоростью [16]; действие, автоматизирующееся в ходе собственного формирования и становящееся операцией [14]; действия, отдельные компоненты которых в следствии повторения стали автоматизированными .
В зависимости от вида осуществляемых действий различают навыки сенсорные, моторные, интеллектуальные (мыслительные), сенсомоторные. Вокальные навыки современные исследователи относят к сенсомоторным [19]. Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным. Он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей характеристики тембра, что обеспечивается умением человеком использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, способы артикуляции, различные типы атаки звука.
К главным вокальным навыкам Г. П. Стулова относит: звукообразование; певческое дыхание; слуховые навыки; артикуляцию; навыки эмоциональной выразительности исполнения. Звукообразование Г.П. Стулова понимает как целостный процесс, обусловленный в любой определенный момент методом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все главные характеристики певческого голоса соединены с работой источника звука по принципу конкретного регистрового механизма. Потому навык звукообразования в разных регистрах считается центральным. Он предопределяет в пределах личных способностей характеристики тембра, собственно обеспечивается мастерством человеком применять различную динамику по всему звуковысотному диапазону, разные типы атаки звука, способы артикуляции [26].
Звукообразование – это не только атака звука, другими словами, момент его возникновения и следующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса, умение верно интонировать по внутрислуховому представлению считается составной частью навыка звукообразования и еще плотно сплетено с владением регистрами [27]. Но более важным в пении считаются последующие аспекты, формирующие и навык звукообразования: звук при атаке осуществляется интонационно точно; перед своим появлением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников.
Образовывающийся в гортани звук в момент собственного образования чрезвычайно слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска, происходят в период попадания звука в места, называемые резонаторами. Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа. Нижний резонатор (грудной)– это полости бронхов и трахеи. В младшем школьном возрасте у детей превалирует верхний резонатор, у старших детей постепенно возникает нижний резонатор. Формирование грудного резонатора – серьезный период для молодого певца, в задачу учителя входит искусное смешение и внедрение как головного, так и грудного регистров у детей.
Уровень развития слуховых навыков детей детерминирует их познавательный потенциал в ходе преподавания, овладения системой знаний и навыков, обязательных для вокальной работы, которая являет из себя систему взаимосвязанных между собой певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на осознание детьми
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев, Ю. Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре / Ю. Б. Алиев // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 10. М. : ВЛАДОС, 1975. - 332 с.
2. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи / Е. О. Алмазов // Развитие детского голоса. - М. : Музыка, 1963. - 37 с.
3. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. - М. : Музыка, 1983. - 224 с.
4. Апраксина, О. А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / О. А. Апраксина, Н. Д. Орлова // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. - М. : Музыка, 1971. - 278 с.,
5. Багадуров, В. А. Воспитание и охрана детского голоса / В. а. Багадуров. - М.: Музгис, 1953. 72 с.
6. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей / В. А. Ьагадуров. - М.: Музыка, 1953. - 96 с.
7. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1967. - 93 с.
10. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Москва, 2000. – С. 306.
11. Добровольская, Н. М. Что надо знать учителю о детском голосе / Н. М. Добровольская, Н. Д. Орлова. - М. : Музыка, 1972. - 58 с.
12. Дубровина. И. В. Психология: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М. : Академия, 2002. - 464 с.
13. Емельянов, В. В. Развитие голоса / В. В. Емельянов. - СПб. : Музыка, 1997. - 218 с.
14. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. пед. Наук / В. В. Емельянов. - Екатеринбург, 2005. 23 с.
15. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и среднего возраста / А. Н. Зимина. - М. : ВЛАДОС, 2000. -194 с.
16. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. : 2003. - 672 с.
17. Левидов, И. И. Охрана и культура детского голоса / И. И. Левидов. - Л. : Гос.муз.изд., 1939. - 19 с.
18. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения, Т.8 / А. С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1986. - 354 с.
19. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
20. Морозов, В. П. Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. - М. : Музыка, 1965. - 207 с.
21. Назаренко, И. К. Искусство пения / И. К. Искусство пения. - М. : Музыка, 1968. - 57 с.
22. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
23. Огороднов, Д. Е. Музыкально – певческое воспитание детей в школе / Д. Е. Огороднов // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О. А. Апраскина. - М. : Просвещение, 1990. - 206 с.
24. Осеннева, М. С. Методика работы с детским вокальным коллективом / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. - М. : Музыка, 1999. 351 с.
25. Орлова, Т. М. Учите детей петь / Т. М. Орлова. - М. : Просвещение, 1988. - 141 с.
26. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. - М. : Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. - 270 с.
27. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором / / Г. П. Стулова. - М. : ВЛАДОС, 2002. 253 с.
28. Стулова, Г. П. Хоровой класс (Теория и практика вокальной работы в дет.хоре): учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 / Г. П. Стулова. - М. : Просвещение, 1988. 126 с.
29. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
30. Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. - Челябинск . Версия, 1998. - 256 с.