Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе проблема развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками приобретает особую остроту и актуальность. Ребенок является социальным существом. С самого рождения он испытывает огромную потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Эта потребность постоянно нарастает и на протяжении всей жизни является необходимой. Дети постоянно нуждаются в эмоциональном контакте с родными, близкими и сверстниками.
В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются» компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на низком уровне развития. В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. В данном возрасте большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты.
Таким образом, развитие общения в дошкольном возрасте является необходимым условием для жизнедеятельности и социализации ребенка в обществе. Ведь высокий уровень коммуникативности является основой для успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Изучением психолого-педагогических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста занимались С.В. Еманова, В.С. Мухина, А.Л. Венгер, Е.О. Смирнова, Н.О. Пичугина.
Общение как сложный и многократный процесс рассматривали в своих трудах Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.П. Ильин.
Особенности общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста представлены в работах Я.Л. Коломинского, Н.В. Миляева, О.В. Гребенниковой.
Объект исследования: процесс формирования умений общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия для формирования умений общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования умений общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
2. проанализировать понятие «общение» и выделить особенности формирования умений общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста;
3. подобрать методы изучения умений общения со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.
4. разработать рекомендации по формированию умений общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Методы исследования:
• теоретические: анализ научной и методической литературы.
• эмпирические: наблюдение, тестирование.
База исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
В младшем дошкольном возрасте еще сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми [8].
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [17].
Игра может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и впечатлений [7].
В исследованиях B. C. Мухиной, Л. А. Венгера, Е. О. Смирновой, Л. А. Парамоновой и др. [13; 4; 20; 16] отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
• возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
• происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все системы;
• интенсивно развиваются моторные функции, повышается двигательная активность (объем двигательной активности составляет десять – четырнадцать тысяч условных шагов, интенсивность – до сорока – пятидесяти пяти движений в минуту);
• движения детей имеют уже преднамеренный и целеустремленный характер;
• однако отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
• увеличивается работоспособность детей;
• совершенствуются виды движений при слабом развитии физических качеств;
• большая роль принадлежит любознательности (возраст «почемучек»);
• расширяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, обогащаются представления и знания ребенка о мире;
• интенсивно развивается память, однако носит непроизвольный характер;
• ребенок начинает использовать символические представления предметов, фантазирует, используя речь как символическое средство.
Ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Речь этого периода имеет некоторые специфические характеристики, а именно:
• Реалистичность - для ребенка реальное все, что существует; ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность, отсюда и страхи детей;
• Эгоцентричность - ребенок не умеет поставить себя на место другого, увидеть ситуацию с другой стороны;
• Аниманистичность - все предметы могут «чувствовать» и «думать» так, как это делает сам ребенок.
• Оценка предметов окружающей среды базируется на выделении одного, наиболее яркого признака предмета [15].
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. – 350 с.
2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст]/ Т.И. Бабаева.-Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с.
3. Белкина, В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
4. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 670 с.
6. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. 2015 . №1. С. 101-111.
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
8. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский. – Минск.:Вышэйшая школа, 2013. - 111 c.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
12. Микляева, Н.В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Метод. рек. Для специалистов и воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободяник. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Изд-во «Академия», 1998. – 456 с.
14. Особенности общения дошкольников со сверстниками [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/29/osobennosti-obshcheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami (дата обращения 09.01.22).
15. Пичугина, Н. О.Дошкольная педагогика [Текст] : конспект лекций / Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.
16. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Л. А. Парамоновой. – Москва, 2004.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
18. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
19. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.
20. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для студентов / Е. О. Смирнова. – Москва : ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.