Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития образования наиболее значимой становится проблема диагностики и коррекции навыка чтения у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Важность разработки данной проблемы обусловлена ростом числа этих детей не только в России, но и в других странах
Из-за разнообразных нарушений высших психических функций дети с ЗПР, к моменту поступления в школу, не достигают, нужного уровня готовности, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.
Одно из первых мест среди них занимают трудности овладения навыками письма и навыками чтения.
Так как чтение и письмо – это сложный навык, объединяющий в единую систему деятельности внимание, восприятие, память, мышление. А у детей с ЗПР наблюдается замедление темпа развития психики. Парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Овладение полноценным навыком чтения является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам; тому же чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает овладение навыком чтения за один учебный год, но детям с задержкой психического развития в силу их низкой готовности к школьному обучению, дефицита внимания, речевых недостатков (несформированности фонематического восприятия, лексико – грамматического строя речи) как правило, не удается овладеть данным на высоком за один учебный год. Реальность трактует поиск новых форм, методов, подходов к обучению и сопровождению младших школьников с задержкой психического развития, которые из – за отставания и несформированности отдельных психических функций, психофизической ослабленности испытывают серьезные трудности в овладении письменной речью.
Психолого – педагогическое сопровождение таких детей является единственной возможностью решения данной проблемы. И комплексность задач коррекционно – развивающей работы обуславливает необходимость комплексного подхода к их решению, который на сегодняшний день включает в себя и нейропсихологический аспект.
Практическая значимость решения указанной проблемы в сочетании с недостаточной научной разработанностью средств развития навыка чтения обуславливают актуальность исследования педагогических условий формирования навыка чтения у младших школьников ЗПР
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить состояние готовности к обучению чтению обучающихся 1 класса с ЗПР
Объект исследования - процесс состояние готовности к обучению чтению обучающихся 1 класса с ЗПР
Предмет исследования – формирование состояния готовности к обучению чтению обучающихся 1 класса с ЗПР
Гипотеза исследования: формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития будет более эффективным, если в реализации этого процесса, будет разработана и реализована коррекционно - развивающая программа по формированию и коррекции навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучение и анализ специальной литературы по проблеме формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития с учетом нейропсихологического аспекта.
2) Выявление особенностей состояния навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития.
3) Разработка, апробация и оценка эффективности коррекционно - развивающей программы по формированию и коррекции навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития с учетом нейропсихологического аспекта.
Методология исследования базируется на трудах ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития (Н.В. Бабкиной [7],Т.А. Власовой [14], М.С. Певзнер и др [54].);
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования. МБОУ «СОШ № 19 г
В эксперименте приняло участие 30 младших школьников, обучающихся в 1 классе, в возрасте от 7 до 8 лет (15 c задержкой психического развития) и 15 детей норма.
У детей с ЗПР был подтвержден статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» районной психолого - медико - педагогической комиссией и даны рекомендации по обучению и воспитанию по адаптированной общеобразовательной программе начального общего обучения (АООП НОО) для детей с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Чтение, как психофизиологический процесс
В современной науке различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Письменная речь делится, в свое время, на письмо и чтение [9 с. 440 - 444 ]
Чтение является одним из основных видов речевой деятельности и представляет собой сложный психический процесс, включающий несколько взаимосвязанных уровней. Процесс чтения - это сложный психофизиологический процесс, осуществляемый речезрительным, речеслуховым, общедвигательным и речедвигательным анализаторами. Становление условно - рефлекторных связей между этими анализаторами , способствует переходу слововидимого в словопроизносимое и понимаемое. Видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР Б. Г. Ананьев писал: « В основе процесса чтения лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1] .
Чтение является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь, как более высокий этап речевого развития , формируется на базе устной речи и развивает ее. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым.
Письменная речь «является не слухомоторным, а зрительно - слухомоторным образованием» т.е зрительной формой существования устной речи. В письменной речи звуковая структура слов устной речи обозначается определенными графическими значками, а временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т. е. букв.
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи [5 с. 239 ] .
Проблема формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития на сегодняшний день одна из актуальных проблем. Формирование навыка чтения является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Чтение – вид речевой деятельности. [16]
По мнению М.Р. Львова «Чтение – процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления (при чтении про себя)».[44] Особенность чтения заключается в понимании текста, где целью является решение конкретной задачи: распознавание и воспроизведение мысли автора, после чего читатель каким - либо образом реагирует на данную мысль. Д. Б. Эльконин говорит о чтении как о «процессе воссоздания звуковой формы слова по её графической (буквенной) модели». [55]
По - другому можно определить чтение как проговаривание вслух или про себя какого - либо текста. Навык чтения – это определенный набор умений и навыков. Это в первую очередь умение понимать то, о чем говорится в тексте, правильно проговаривать слова, читать выразительно, обращая внимание на знаки препинания и содержание, при этом не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения состоит из таких компонентов, как осознанность (понимание), правильность, выразительность, темп (скорость) чтения, способ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст]/ Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Вып.70, 1955 – С.104-149.
2. Азова, О.И.Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
3. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 77 с.
4. Анохин П.К. Теория функциональности систем // Б.Н. Безденежных Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Электронный ресурс]: хрестоматия. Учебно-методический комплекс/ Безденежных Б.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— С 210 - 229.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14652.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Т.А. Аристова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2013.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - В. Секачев, 2008. – 128 с.
7. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР [Текст] / Н. В. Бабкина. – М. : Школьная Пресса, 2006. – 80 с.
8. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 1997 – 64с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 384с.
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 144с.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 704 с
12. Волкова, Л.С.Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / авт.-сост. Лалаева Р.И. — 304 с. — (Библиотека учителя-дефектолога).
13. Волкова, Л.С. Логопедия // ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
14. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
15. Выготский, Л.С. Мысль и слово // Логопатопсихология: учеб.пособие для студентов \ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС 2011 – С 16-29: ил. (Коррекционная педагогика).
16. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы [Электронный ресурс]/ Гайдина Л.И., Обухова Л.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: ВАКО, 2008.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26315.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
17. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2008. — 96 с. — (Библиотека логопеда-практика).
18. Давыдкина Е.Е., Самойлова Л.М. Мониторинг академической успеваемости учащихся 2-х и 4-х классов с нарушениями речи, обучающихся в условиях традиционного и развивающего обучения//Л.Ф. Холоднова [и др.] Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно - методических материалов/.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— С 28-38.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
19. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
20. Джеки Силберг. 200 игр, которые учат детей читать / Джеки Силберг. – Минск: «Попурри», 2010. – 192 с.
21. Егоров, Т.Г.Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006 . – 296 с.
22. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие. / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская – СПб.: Речь, 2007. – 180 с.
23. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 320 с. + СD-диск. (Логопедия в школе.).
24. Ефименкова, Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. // ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно- методическое пособие/ — Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
25. Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Логопатопсихология: учеб.пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С 29 - 47: ил. (Коррекционная педагогика).
26. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения при ТНР: книга для логопеда / С.Ф. Иваненко.- М.: Просвещение, 1987.- 237 с.
27. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. –М.: Владос, 2008. - 280с.
28. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст]/ Т.Г. Егорова.-Спб.,2006 – с.264.
29. Каше, Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1965. – 215 с.
30. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс 2000, 30с.
31. Коробейникова, В. Н. О некоторых приемах обучения чтению / В. Н. Коробейникова // Начальная школа. 2007. № 11. С.31-36
32. Корнев, А.Н.Дисграфия и дислексия у детей.//ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно- методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
33. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева – М.: изд. ―Ось-89‖, 2010. – 239с.
34. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. СПб.: Союз, 2007. С. 3-88.
35. Лалаева, Р.И. Дислексия и аффективные нарушения // Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов \ под ред. Р.И. Лалаевой,
С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС 2011 – 462с. : ил. (Коррекционная педагогика).
36. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: Учебное пособие для студентов дефекто- логических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия». / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская — М., 2009. — 216 с.
37. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. –– М.: Владос – 2004. – 304 с.
38. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция./ Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. —— Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).
39. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: МиМ, 2006. 224 с.
40. Лалаева, Р.И. Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи / Р.И. Лалаева, А. Гермаковская // Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов \ под ред. Р.И. Лалаевой С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС 2011 – 462с. : ил. (Коррекционная педагогика).
41. Лапп, Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика
[Электронный ресурс]: монография/ Лапп Е.А.— Электрон.текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 258 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12714.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
42. Левина, P. E. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи.//ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
43. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лопатина Л.В., Иванова О.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2007.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26760.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
44. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987 – 415 с
45. Мазанова, Е.В.Школьныйлогопункт: Документация, планирование и организация коррекционной работы / Е.В. Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2009, - 130 с.
46. Малярчук, А.Я. Обследование речи детей / А.Я. Малярчук. - М.: Литера ЛТД 2004г.
47. Милостивейко, Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. СПб.: Союз, 2005. 194 с.
48. Обследование чтения и письма у младших школьников, учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов, Захарченя И.А., Баль Н.Н., 2001.
49. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе: Пособие для учителя/ Н.А. Цыпина, И.Н. Волкова, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной 20 е изжю, доп.. М.: Просвещение, 1992
50. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. М.: Гном, 2007. - 152 с.
51. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников // ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон.текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19456.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
52. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? [Текст]/ Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. - №2.
53. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико- фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. – СПб. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.
54. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2003. - № 6. – С. 3-12.
55. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению[Текст]/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии деятельности младших школьников. – М.: Изд – во АПН РСФСР, 1962. – С. 50