Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь является одной из самых важных психических функций в жизни человека. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с его развитием, как умственным, так и физическим, и в большой степени является показателем этого развития (Н.С.Жукова,Е.М.Мастюкова,Т.Б.Филичева).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы количество дошкольников с речевыми расстройствами постоянно растет. Среди различных вариантов речевых дефектов далеко не последнее место принадлежит нарушениям произношения, которые предопределяют качество звучащей речи. Нарушение звукопроизношения является сегодня одной из самых распространенных речевых аномалий
Причинойискаженногопроизношениязвуковобычноявляетсянедостаточнаясформированностьилинарушенияартикуляционноймоторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звуки скажаются, произносится не точно.
Кроме того, при нарушениях звукопроизношения нередко могут наблюдаться сопутствующие нарушения вегетативной нервной системы, которые сочетаются с повышенной эмоциональной чувствительностью, возбудимостью и неуравновешенностью подобных детей. Р.И.Мартынова в своих работах во второй половине прошлого века подчеркивает повышенную раздражительность, плаксивость и обидчивость, а также расторможенность, аффективность и агрессивность детей с нарушениями звукопроизношения.
В целом нарушения произношения могут оказывать влияние как на эмоционально-волевую, так и на мотивационно-потребностную сферы дошкольника. При этом важно отметить, что нередко отклонения могут быть вызваны не столько самим речевым нарушением, сколько отношением окружающих к этому нарушению.
Неадекватное восприятие речевых трудностей самим ребенком, а также сверстниками может негативно отразиться на отношении к ребенку взрослых и сверстников, а также стать причиной его эмоциональной, мотивационной, а также волевой незрелости.
В связи с этими учениями своевременная коррекционная работа представляются весьма актуальными. Проблемой двигательной активности артикуляционного аппарата у детей с дислалией занимались многие ученые: М.Е. Хватцев, Ф.Ф. Рау, О.В.Правдина, Б.М.Гриншпун, М.Ф.Фомичеваи др.
В дошкольном возрасте, когда артикуляционная моторика только формируется у детей, коррекция дислалии может иметь не больший дефект. Это также является причиной актуальности изучения и коррекции дислалии у дошкольников.
Объект исследования: нарушения моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией.
Предмет исследования: процесс развития моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией..
Цель – теоретически обосновать и экспериментального исследования моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «артикуляционная моторика» в психолого-педагогической литературе
2) Изучить психолого-педагогические особенности с дошкольников с дисталией
3) Выявить методики исследования и этапы исследования
4) Выявление особенностей моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Глава 1. Теоретические основы обследование моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дислалией
1.1 Анализ понятия «артикуляционная моторика» в психолого-педагогической литературе
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей с речевой патологией указывали многиеотечественные исследователи Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Ф.Ф.Рау, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. [17, 24,40,47, 48, 48].
Недоразвитие артикуляционной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношения. Недостатки произношения отрицательно сказываются на эмоционально - психическом состоянии ребенка, затрудняют общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению письменной формой речи. Это диктует необходимость формирования артикуляционной моторики в процессе коррекционно - логопедической работы.
Артикуляционная моторика – это множество скоординированных движений неких органов речевого анализатора и гарантирующая одно из нескольких условий правильного звукопроизношения [10].
Понятие артикуляции звуков речи можно охарактеризовать так: артикуляция звуков речи – это не простой двигательный навык, которым, проделывая массу разнообразных орфоэпических и мимических движений языком, нижней челюстью или губами, ребенок овладевает с младенческих лет. Эти движения имеют точность, силу, разграничение и поэтому развиваются у малыша не сразу, а постепенно. Немногим из множества условий, для точности формирования звукопроизношения, является не полное развитие речевого анализатора. Для того чтобы ребенок научился произносить правильно звуки речи, он должен уметь воспроизводить или реализовать обязательные артикуляторные уклады, содержавшие сложный комплекс движений.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно.
Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика.
Под артикуляционной базой понимают систему привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков. Под артикуляцией (лат. articulatio от articulare – расчленять, членораздельно, ясно произносить) понимают работу произносительных органов при образовании звуков речи, а также положение этих органов, необходимое для образования определенного звука. Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увулы, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части [6].
В широком смысле слова под артикуляцией понимают двигательную активность мышц дыхательной системы, гортани, глотки, небной занавески, нижней челюсти, языка, губ. Благодаря воспитанию правильной артикуляции у ребенка в будущем вырабатывается и безупречная дикция. Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: Т.В. Буденная, М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие [16, 19, 34, 45, 66] .
Под дикцией понимают (лат. dictio – произнесение речи) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов, слов.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен цированности движений органов, участвующих в речевом процессе [15 ].
Артикуляция [лат. Articulare членораздельно выговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов. Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М .Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие. [44,40, 24, 17, 37]
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. К таким движениям речевого аппара та мы можем отнести: вытягивание губ вперёд и напряжение круговой мышцы рта, прижимание передней части языка к твёрдому нёбу, эти движения происходят при сосании. Для овладения речевой функцией у ребенка должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухоречевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и функциональное, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому необходимо рассмотреть формирование речевой артикуляционной моторики в процессе речевого онтогенеза.
Также с целью своевременного диагностирования нарушения речевого развития и включения ребенка в коррекционный процесс, необходимо знать, как формируется артикуляционная моторика в онтогенезе. М.Ф. Фомичева указывает на то, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Алексеева, А. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / А. М. Алексеева, В. И. Яншина. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва: Академия, 1999. – 560с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки: Советы взрослым [Текст] / Надежда Алтухова. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
4. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Ольга Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
5. Волкова, Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией [Текст]: учеб для студентов высших учебных заведений / Галина Волкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. с Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи [Текст] / Галина Волкова. — Санкт- Петербург: Детство, 2004. – 144 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Лев Выготский. – Москва: Педагогика, 1991. – 480 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Юлия Гаркуша. – Москва: Просвещение, 2010. - 145 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. – Москва: Детство-Пресс, 2007. – 321 с.
11. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Текст] / Елена Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международной научной конференции. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — Т. 2. — С. 262-264.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] /Людмила Ефименкова. — 2-е изд. —Москва: Просвещение, 1985. — 112 с.
13. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Николай Жинкин. — Москва: Педагогика, 1959. — 63с
14. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией [Текст]. Методические рекомендации / Людмила Зайцева. — Мн.: НМЦентр, 1994. – 20 с.
15. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / Ольга Иншакова. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.
16. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – Москва: Академия, 2006. –320 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / Алексей Леонтьев. – Москва: Смысл, 1997. – 287 с.
18. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шахавской. –Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
19. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — Санкт- Петербург: Союз, 2001. — 191 с
20. Луцик, К. В. Психологические особенности младших школьников с дислалией [Текст] / К.В. Луцик, С. А. Городилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – 29 т. – С. 74–76.
21. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Михаил Львов. – Москва: Академия, 2000. – 247 с.
22. Мартынова, Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков: Очерки по патологии речи и голоса [Текст] / Раиса Мартынова. – Москва: Просвещение, 1967. – 152 с.
23. Мелехова, Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии [Текст] / Лидия Мелехова. — Москва: Изд- во МПГИ им. В.И. Ленина, 1964. - № 219. - С.59-72.
24. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / Светлана. Миронова. — Москва: Наука, 1991. — 208 с.
25. Нищева, Н.В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / Наталья Нищева. - Москва: «Детство - пресс», 2011. - 94 с.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с
27. Парамонова, Л. Г. Подготовка к школе: речь, письмо, математика [Текст] / Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – Санкт-Петербург: Дельта, 1999. – 208с.
28. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи [Текст] /Людмила Парамонова. – Санкт-Петербург: Дельта 1998. – 208 с.
29. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи [Текст] / Людмила Парамонова. — Санкт-Петербург: Дельта, 1998. — 208 с.
30. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Жан Пиаже. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 620 с.
31. Pay, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем [Текст] / Федор Рау. — Москва: Просвещение, 1968. — 337 с.
32. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специализации «Педагогика и психология (дошкольная.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 1989.—223 с.
33. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст]: учеб. пособие для учащихся педагогических училищ по специализации «Дошкольное воспитание» / Мария Фомичева. – Москва: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил
34. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Галина Швайко — 5-е издание. – Москва: Айрис Пресс, 2008. – 176